Заповедный сад
В своих мыслях часто переношусь в то время и в те места, когда был счастлив, это мой тайный заповедный сад, о котором никто не знает, дорога в который известна только мне одному. Это мое убежище, моя пещера, мой путь для отступления, моя потайная комната, мой необитаемый остров. Может быть, это самое ценное, что у меня есть. Это то, что меня сформировало и сделало таким, какой я есть.
Это отражение самого себя, но только во внешнем, которое потом перешло во внутреннее. Видимо, такой сад есть у каждого, только одним он мало нужен, сидит в подсознании, другие живут только там и совершенно оторваны от жизни.
В своем саду я знаю каждую тропинку, каждый куст: что-то вынести оттуда или изменить его нельзя – прошлое не перепишешь. Оно осталось таким, каким было. Можно, правда, с годами и приобретением опыта по-другому воспринимать свой сад, но с какой бы высоты или под каким углом его не рассматривай, сам сад не меняется – в этом весь парадокс. Совершая прогулки по своему саду, я могу встретить тех людей, кого давно нет на этом свете. Поговорить с ними, поспорить, даже устроить ссору. Я там часто встречаю отца, мать, погибшую жену, стараюсь попросить прощения за свои необдуманные слова и поступки или что-то обсудить.
Одно хорошо, мне никто там не мешает – это сад только для меня одного.
20.04.2007
Поездка на пленэр
Позавчера собрался съездить на природу – пейзажи пописать. Собрал краски, кисти, холсты, складной стульчик (который подарила мне дочь). Одним словом, набралась большая сумка.
Созвонился с Татьяной Кулаковой, у нее в деревне Хомутово живет Валюша, с которой она училась в университете. С Татьяной встретились на вокзале, вскоре автобус доставил нас на место. Татьяна сказала, что помнит дом Валентины зрительно. Надо переехать через мост и свернуть в сторону от магазина, а там она сразу все вспомнит. И что улица, где живет ее подруга, названа в честь какой-то женщины, а дом № 10. Водитель «скорой помощи», которую мы остановили на улице, сказал, что именем женщины названа только улица Ирины Рогаль, других улиц с женской фамилией в Хомутово нет. Нашли эту улицу, там Валюша не проживала.
Но одних мостов оказалось четыре, а магазины встречались через каждые 20 метров. Была еще одна примета – Валюша держит козу, а ее соседка продает молоко. В деревне около 20 тысяч жителей, а коз держит и молоко продает чуть ли не половина жителей села.
– Мы что, – говорю Татьяне, – будем ходит по дворам и искать, кто держит коз? Этак и за месяц не обойдем все подворья.
Собрались уже ехать обратно, как вспомнили, что есть администрация села, там по фамилии нашли адрес Валюши. Улица называлась Кольцовской.
Валентина с мужем два года назад продали квартиру в Иркутске и купили дом с надворными пристройками в Хомутово. Нас они, конечно, не ждали.
На кровати вместе с Валентиной, как котенок, спал козленок. Хозяева были пьяны. Валентина за два года ссутулилась, лицо опухло, глаза заплыли, шаркающая походка. Ясно было: они спиваются, вернее сказать, уже спились.
Несвязная речь, извинения за беспорядок в доме. Все увиденное вызывало смешанное чувство: жалость и отвращение. (Татьяна говорила, что Валентина слыла первой красавицей на курсе; с ней всегда было интересно поговорить.)
Козленка отняли от матери потому, что хозяевам показалось, что она ее обижает. Теперь коза бегает по загону с полным выменем молока, а козленку покупают молоко в жестяной банке, и то если они не в запое. Но это бывает редко, поэтому бедный козленок постоянно кричит от голода, а приемные родители чаще покупают для себя дешевый спирт.
После всего увиденного и выпитой водки желание писать пейзажи улетучилось напрочь.
Утром под ругань между собой хозяев и блеянье маленького мы ушли на остановку, чтобы добраться до Иркутска. (Я тащил на себе тяжелую сумку с принадлежностями для живописи, которую так и не открыл.)
30.04.2007
Народные гулянья
(Курагинские мотивы)
В детстве не было телевидения и люди не были прикованы к экранам, находили другие способы заполнить свое свободное время, чем развлечься.
Прогулки по берегу реки, игры в волейбол, массовые выходы в кино и т.д. Особое место среди этих способов занимают “народные гулянья”. Они проходили по каким-нибудь датам, праздникам, дням района, урожая и т.д.
Проходили как правило в парке – место на берегу реки, где диким образом росли деревья, кустарники, были тропинки, танц-площадка и забор с воротами, который отделял это место от остальной части поселка. Чтобы попасть на территорию парка в праздник, надо было купить дешевый билетик, который продавала неизменный сторож – Евгения (Женя как ее звали) Барисович.
Люди на гулянья собирались часом к 11 дня, были празднично одеты. Приходили, как правило, семьями или маленькими группами друзей, но больше семьями, с детьми, бабушками и дедами.
Каждая семья располагалась под отдельным кустом или деревом, приносили с собой водку, квас, обильную закуску. Иногда играл духовой оркестр, но чаще, пели во весь голос песни под свои гармошки.
Была атмосфера настоящего праздника — хорошая солнечная погода, рядом красивая река с живописными берегами, запах цветущей черемухи или дички (кустарник с совсем маленькой ранеткой), веселые люди, распевающие народные песни.
Если не хватило спиртного, то работали многочисленные буфеты (ларьки). Водка продавалась в бутылках из синего стекла, а пили ее из граненых стаканов, или из таких же граненых стопок.
В то время не было магнитофонов, и даже транзисторных приемников, поэтому люди знали слова многих песен, чтобы их петь и веселиться. Машин было совсем мало — ездили на лошадях и велосипедах. Драк и скандалов на таких гуляниях не было — не допускалось. Милиции там не было т.к. гуляли “всем миром”. Кто перебрал лишнего, спал себе под кустом.
Расходились уже глубоко под вечер.
27.04.2007
О холсте
Вначале рисовал на дв-пешке (ДВП), а еще раньше на картонный обложках, которые отрывал от старых отчетов в институте Труда.
Наставник и товарищ Димов (учитель) говорит, надо переходит на холст.
В магазинах он дорог и если тем более, уже загрунтован.
В драмтеатре проводили ремонт и все содержимое театра перевезли в другое здание. У знакомой художницы спросил, где они берут холст, она сказала, что у рабочего театра, дают ему на бутылку и он отрезает нужный кусок. В то время у меня появились деньги, и я отправился за холстом. Рабочий поведал, что этим холстом в театре закрывали плюшевые сидения в партере – натягивая на них огромное полотно, чтобы защитить от пыли. Рабочий спросил, сколько метров мне нужно, когда услышал, что куплю весь холст удивился. Рабочий забрал деньги, и повел меня в подсобную комнату, там на полу лежало два больших тюка. Договорились, что второй тюк я заберу на следующий день. Подняв тюк и водрузив его на плечи, я трудом переставляя ноги добрался да квартиры Ивана, благо, что он жил неподалеку. Таким же образом был доставлен и другой тюк. Распоров полотно на отдельные полосы, из которых он был сшит, я их постирал и прогладил (грязи и пыли в нем было немерено), на это ушло около недели, хотя стирал на машинке.
Холст был грубый, с толстой прочной ниткой, руками сразу не порвать. Димов говорит, что он сделан из крапивы, на таких холстах творил Репин (репинский холст).
Знакомые удивлялись – зачем так много холста, я отвечал писать картины. Мне его хватило на 6 лет.
Один мой знакомый Анатолий Сурушкин предложил написать письмо президенту Белоруссии, хорошо отозваться о его мудрой политике, защите прав и культурного наследия славян и попросить прислать по выражению Сурушкина “прекрасного белорусского льняного холста”. О том, что их лен впитал красоту и силу белорусских полей. Сказано, сделано письмо было составлено и отправлено.
Я скромно попросил выслать 100 метров холста.
Сурушкин был уверен, что холст мы получим. Однако через некоторое время я получил письмо из областного отдела культуры. Туда через Москву вернули наше обращение. В письме в язвительной форме предлагалось мне доставать нужные материалы через Союз художников, и такой смысл, что мол только извращенный ум мог придумать такое – обращаться за холстом к президенту республики (надо было сохранить это письмо).
Тем не менее “прекрасный белорусский льняной холст” я все-таки раздобыл.
Эту партию холста я взял бартером через газету “Деловая неделя”. Это газета рекламирует всевозможные стройматериалы. Одна оптовая база рекламировала через нее свою продукцию из Белоруссии. Среди многочисленных товаров был и льняной холст.
Мне выдали огромный, плотно упакованный тюк этого холста, шириной около 2 метров – целое состояние. Он был неподъемен, пришлось заказывать машину. Холст был из тонкой нитки. Я из него даже сшил несколько рубашек — тело дышит и летом не потеет, красота. Однако время идет, руки не могут без дела, этот холст также подошел к концу.
У сестры в городе Черемхово в одном магазине увидел в отделе тканей “двунитку” — плотная ткань для подкладов, конечно, это не крапивный холст и не “прекрасный белорусский льняной холст”, но вполне приемлем.
Продолжение следует, поскольку холсты рано или поздно заканчиваются, даже если их привозить машинами.
16.06.2007
Соединить контакты
Позвонила Татьяна — она сейчас проживает у своего друга Кремнева, а свою квартиру сдает в наем. Татьяна говорить, что если бы проводили конкурсы идиотов, то Кремнев бы занимал первые места. Дак вот, Татьяна говорит, что они уже две недели сидят без света и просила, приехать и соединить контакты, поскольку они перегорели из-за замыкания. Пищу готовить и кипятить чай приходится ходить к соседям по площадке .
Я собрал необходимые инструменты и поехал выручать друзей. Их квартира находиться в Н-Ленино – это отдаленный район, до него добирался около часа, попал в пробку из-за аварии на дороги. Стояла душная погода, пассажиры томились от жары, потели, но молча сидели – другого выхода не было. Я незаметно рассматривал (скорее любовался) молодыми красивыми спутницами, которые сидели напротив меня – приехали поступать в институт. У одной были длинные волосы, маленький красивый ротик, который изящно двигался и принимал совершенно непостижимые формы при разговоре. Я в ходе этого наблюдения думал о неистощимой фантазии природы, когда она создает разных людей.
Я предполагал, что быстро заменю неисправную часть и дело с концом однако …
Проводка выгорела в разных местах, счетчик сгорел. Да здесь работы не на один день, надо полностью менять всю проводку. Краны не работали, квартира была запущена полностью. Распив на дорогу бутылку водки, мы с Татьяной поехали на день рождения ее внука, который должен был состоятся на следующий день. Татьяна несла подарок набор немецкой посуды в красивой круглой коробке.
16.07.2007
Как рождался мальчик Костя
Моя приятельница Юля вчера рассказала за бутылкой хорошей водки “Добрая” как она была помощницей при рождении ребенка.
Ее знакомая Наташа жила со своим гражданским мужем в заброшенной даче – без электричества, печки и других благ цивилизации.
Юля иногда приезжала к ним отвлечься от городской суеты и какое-то время побыть на природе. У Наташа была беременность на последних сроках. Трех своих первых детей от разных мужчин она отдала в детские дома.
Юля говорит, что одна ее дочка Настя очень красивая, но слишком капризная и вредная.
В один из дней Наташа сказала Юле, что она родит вот-вот и попросила ее сбегать за бабушкой, дом которой был неподалеку. Юля предложила вызвать скорую, нет они не успеют заверила ее Наташа. Юлька побежала к указанной бабуське, та выслушала просьбу, но отказалась идти, сославшись на усталость и позднее время. Когда Юлька прибежала обратно, ребенок лежал на кровати, Наташа собрала послед с целлофановый пакет и просила отрезать пуповину.
Затем Наташа принесла мокрое и холодное покрывало с улицы и стала в него заворачивать малыша (как позднее поняла Юлька – хотела чтобы тот простыл и умер, не вызывая особых подозрений – стояла поздняя осень). Юлька отобрала это покрывало, нашла сухую тряпку и завернула малыша.
Затем пошла в соседние дома, крича, если есть взрослые, то просила выйти и оказать помощь. В одно доме шла гулянка, вышел мужчина, узнав в чем дело позвонил в скорую помощь, указал номер своего дома, и предложил Юльке привести мамашу и принести малыша.
Когда приехали врачи, малыш (его назвали Костей) тихо спал, а Наташа вытекающей кровью залила новый диван и пол вокруг себя. Пьяный муж Андрей появился, когда Наташу и Костика увезли на скорой помощи.
Юля говорит, что Костика из детского дома кто-то уже усыновил, а Наташа со своим мужем, узнав о новой инициативе государства по выделению материнского капитала решили родить следующего малыша.
25.08.2007
Сосны
Вчера было воскресенье, шел мелкий противный дождь. Небо закрылось грязными облаками. Оказался в районе свердловского рынка, потом прошел по улице Чайковского и поднялся в сосновый бор. Нахлынули воспоминания, мелькнула мысль — выдержит ли сердце, так можно дойти до самоубийства…
Внизу стояли типовые двухэтажные деревянные домики. В одном из них жили мои знакомые – художник Александр Степанов и его жена Люба. Как раз в то время я познакомился со Светланой.
Эти яркие, свежие отношения, не обремененные бытовыми проблемами, ссорами и т.д. Мы сюда часто приезжали, Люба пекла вкусные пирожки с капустой, пили красное вино и отправлялись гулять по сосновому бору. Вот тропинки, вот эти сосны, они конечно и тогда стояли, когда мы были молодыми.
Помнят ли они нас, Светлану? У деревьев же другое восприятие времени (в Америке есть сосны, которым за 300 тысяч лет).
Конечно, помнят. Подошел к одной сосне, через черную кору выходила смола – может она также оплакивает погибшую Светлану. В то время трудно было найти туристическое снаряжение, многое делали сами (спальники, палатки, и пр.) Сделанное оборудование мы испытывали в этом бору – ночевали среди сосен.
Подумал, что если доживу и буду глубоким стариком, Светлана всегда останется молодой, а я буду приходить к этим соснам, как к своим старым знакомым.
У деревьев другое же восприятие времени – наша долгая жизнь для них как короткий, день или час, если не минута.
17.09.2007
Зачем нужна эротическая живопись?
Художник изображает все, что хочет, этот вопрос сам по себе нелеп. Тогда можно по другому его поставить – зачем художнику нужна эротическая живопись?
Не будем искать ответа в истории, хотя эротическая живопись обнаружена еще на пещерных рисунках, наряду с сюжетами охоты и другими сценами жизни. Интерес к интимной сфере широко отражен не только в живописи, но и в народном эпосе, песнях и .тд.
Видя эротические рисунки (если это зритель — женщина) может понять, что видит в обнаженном теле мужчина, что его привлекает — женщина видит обнаженную женщину глазами мужчины, своеобразный половой стереоэффект в области восприятия.
Эротическая живопись, возможно, позволяет избавиться художнику от тех запретов, которые были сформированы в детстве родителями и средой и обрести свободу в своем творчестве — вполне возможно.
Но, что-то рисуя человек не только избавляется. Изображая солнце или красивое спелое яблоко, человек не хочет от них избавиться, напротив, они его привлекают они ему нужны, он их сохраняет в своих изображениях.
Изображая женское тело, художник, возможно, бессознательно хочет сохранить красоту и молодость тела — вполне возможно. (Может поэтому художники редко изображают тела стариков, не показывают их увядание).
Возможно, изображая женщину, как основу возрождения жизни, художник пытается приблизится к пониманию и открытию
смысла всего живого, найти объяснение своего существования, вполне возможно.
Не могу удержаться, чтобы не привести слова К.Г.Юнга “ В этом причина поклонения идолам, магического использования сакральных образов, икон. Их магия заразительна, и они исцеляют нас, но лишь при условии, что мы отдадимся им. Если вы можете отдаться иконе, она заговорит с вами. Взять хотя бы ламаистскую мандалу с Буддой или Шивой в центре; в той мере, в которой вы способны отдаться ей, она способна ответить и войти в вас. Тут есть магический эффект.”
22.09.2007
Свои лимоны
На днях ходил в контору магазинов “Продалитъ” договариваться о продаже через их сеть своих открыток.
Там увидел большой настенный календарь, на котором среди работ других были изображены лимоны Матисса.
Я и раньше хотел их написать. Находясь в магазине за продуктами, опять увидел лимоны, думаю – надо взять для композиции. Взял восемь штук, лимоны как лимоны, продолговатые с толстой кожурой.
Принес домой, выложил в большую тарелку, кручусь вокруг них, с какого бока начать? Написать их в тарелке?
Передать их продолговатость, цвет, тени от плодов, отблески от падающего света.
Но у меня уже есть яблоки, помидоры, апельсины в тарелках. И если будут еще и лимоны в тарелке – нет. Ничего нового. Я отложил это занятие.
Лимоны пару дней мне попадались на глаза, раздражали своим упрямством, ничего не поделаешь – тупо лежат себе в кожуре.
Вчера вечером думаю, может, как у Пикассо их сделать квадратными, или ромбами? Нет, это будет подражание этому автору.
Пришла идея. Не думать о форме, о ней забыть, что будет, то и будет. Надрезал один лимон, запах наполнил комнату, с ножа капал бесцветный сок.
Да надо забыть о форме, кожуре, тенях. Думать, вернее, чувствовать запах, вкус, другими словами передавать суть лимона.
Выдавил на палитру желтой, немного красноватой (один лимон имел такой оттенок), зеленой (этот оттенок имели уже два лимона), белил, немного коричневой.
Желтой краской толстым слоем нанес основу плодов, красной и зеленой выделил их индивидуальности.
Белила показали места падения света, коричневая показала места прикрепления к веткам. Форма проявилась сама собой. Кислота и запах лимонов исходил от холста.
Я получил свои лимоны.
13.02.08
очень понравился рассказ о «Солнечном»