Встречи в Курагино
(из цикла рассказов «Курагинские мотивы»)
Порой случайные встречи на улице, в транспорте и других неожиданных местах запоминаются, надолго остаются в памяти и уже не кажутся случайными.
Женщина с козами.
О двух таких встречах хочу Вам рассказать. Совершая регулярные велосипедные (или пешие) прогулки со Светланой по набережной Тубы, вдоль парка и дальше до самых Лубянок, мы часто встречаем седую худощавую женщину, пасущую небольшое стадо своих коз. В стаде козы разного возраста и окраса, с рогами и безрогие. Среди них своими крупными размерами и отсутствием рогов выделяется козел. Сами козы тоже отличаются своим крупным, почти коровьего размера, выменем.
Пасти козье стадо женщине помогают две шустрые собачонки: одна рыжеватая, небольшого размера, заросшая длинной шерстью от морды до хвоста, другая еще меньше (возможно, еще только щенок). При первых встречах они смело пытались нас атаковать, яростно облаивали, защищая хозяйку и ее рогатую и безрогую живность. Мы стали здороваться, общаться, фотографировали ее коз, хотел написать картину. Однажды поинтересовались, как удается их кормить зимой, каков доход от продажи молока. Ее мохнатые «защитники» также привыкли к нам и перестали относиться враждебно.
В один из дней, проезжая мимо, видим, сидит наша знакомая грустная, сама не своя, смотрит в одну точку, козы сами по себе, собачонки лежат возле ее ног.
-Что случилось? — спрашиваем.
— Я сына похоронила,– был ответ. — С легкими что-то у него.
— А дети остались?
— Нет, жил бобылем.
Ей надо было с кем- то поделиться, выговориться.
— «Поздно мы ценить начинаем, открыто не проявляем чувства к тем, кого любим при жизни, а когда теряем человека, только тогда понимаем, что уже ничего не изменишь. Надо мне было его по головке гладить, жалеть его, но я не умела проявлять свою любовь, внутри себя носила» — сказала она.
-Я стал ее успокаивать: « Даже и без этих «внешних» проявлений он чувствовал Вашу любовь. Настоящая Любовь, которой мы дорожим, всегда внутри нас, она скрыта, она есть и ее не надо каждый раз подтверждать словами или жестами. Настоящие чувства не требуют подтверждения».
— « Да, да, это так» – согласилась она.
-« Продам я своих коз, зачем они мне теперь одной» — сказала она с грустью. «Жалко только, привыкла к ним, а одна дает молока больше, чем некоторые коровы». «Продам», — как будто утверждаясь в своей мысли, повторила она. « Да и содержать их тяжело, корма на зиму много надо»…
-Я хотел ее сфотографировать. «Нет, нет» — яростно замахала она руками. « У меня морщины, да и на фотографиях я плохо получаюсь».
-Я не стал настаивать, спросил только: « А можно мне написать рассказ о нашем знакомстве?» «Пишите, если Вам интересно»- ответила она.
А я подумал, что ее фотография — это лицо с грустными небесно-голубыми глазами, несмотря на седину, могла бы украсить многие журналы.
Мужчина с Алабаем
Встречи с человеком и его Алабаем чаще всего проходили на берегу Тубы.Алабай — это порода собак, но так как я не знаю клички, поэтому буду называть его просто Алабай.
Встретили мужчину лет 30-35, который вел на поводке Алабая – крупную, уже немолодую спокойную собаку. На собаке был кожаный намордник. Проходя мимо по узкой тропинке, мы немного посторонились. «Не бойтесь его», — заметил хозяин собаки, « он спокойный и добрый». «А намордник я надеваю, потому что так требуют, а то могут оштрафовать; так положено». «Мы не боимся, мы же видим, что у Вас собака умная, и уже, наверное, немолодой пес». «Да, это так» — ответил он.
«Ну, пойдем»- сказал хозяин собаке. Тот одним движением лапы ловко сбросил намордник, который остался болтаться на ошейнике, и они пошли дальше. « Да этот ошейник выполняет только декоративную функцию; если положено, вот Вам и нужный атрибут» — подумал я.
Читаем как-то в газете объявление, что найдена собака породы алабай, указан номер телефона, просят, чтобы откликнулся хозяин пса.
Мы забеспокоились, а может, это найден наш знакомый Алабай, а с хозяином что-то приключилось. Стали предполагать разные варианты_- мог попасть в больницу по болезни, сбила машина, мог куда-то срочно уехать, да мало ли какие неожиданности может преподнести нам судьба, а собака его ищет. Светлана звонит по указанному номеру и объясняет: «Мы часто встречаем одного мужчину с алабаем, и если увидим его, то дадим ему номер Вашего телефона».
На другой стороне провода женский голос рассказал, что к ним пришел пес алабай и стал грызть деревянные ворота, выл и просился во двор. Его впустили, он несколько дней жил в вольере, а недавно убежал. И теперь, они беспокоятся и за пса, и за его неизвестного хозяина. Светлана пообещала, если мы встретим нашего знакомого, то непременно дадим ему телефон.
Через некоторое время вижу — идут наши новые («старые») знакомые Алабай и его хозяин. Я догнал их и рассказал историю с этим объявлением. «Нет, моя собака не терялась»- ответил хозяин.
«В поселке же не только у меня одного есть алабай. Но ко мне приходила милиция по этому поводу.
Вам, конечно, спасибо за беспокойство» — сказал он, и они пошли в сторону реки купаться, а на ошейнике Алабая все также болтался его необходимый атрибут – кожаный ошейник.
P.S. Чуть позже мы узнали, что этого пса зовут Гарм.
10.08.14
Утром в окно врывается жизнь
(из цикла рассказов «Курагинские мотивы»)
Утро на исходе лета. Окно открыто с вечера, на нем мелкая сетка для защиты от комаров.
Раннее утреннее солнце, бороздя своими лучами по уже желтеющим листьям, врывается в комнату, принося с собой новые надежды, свет, тепло и саму жизнь.
Перед окном невысокий деревянный забор, на котором растянута хитроумная ловушка пауков – паутина, ее прочные и тонкие нити блестят сталью и радужно переливаются в солнечных лучах.
За забором от порывов легкого ветерка раскачивается куст крапивы, расставив в разные стороны свои грозные листья со жгучими колючками; она уже готова разбросать свои семена, которые висят гроздьями и ранней весной дадут зеленые побеги.
Под ветвями старого тополя мошкара «выписывает» сложный рисунок, гоняясь друг за другом.
Но что бы ни происходило вокруг, солнце набирает «свои обороты», небо наполнилось светом, прорисовались небольшие, причудливой формы, облачка.
От недавней ночи не осталось и следа, она сохранилась только в сновидениях, которые недавно разворачивались самым причудливом образом, сочетая в себе несочетаемое.
Днем поднялся ветер, который настойчиво взбивал мелкую рябь на реке, но не менее настойчиво светило солнце, и в реке еще купались дети и взрослые.
Под вечер небо заволокло тяжелыми черными тучами, ветер усилился, иногда переходил в сильные порывы, гнул деревья. Желтые лепестки цветов чистотела, в которых с утра неустанно трудились пчелы, полностью облетели. Стало сумрачно, небо опрокинулось холодным дождем.
Утром следующего дня солнечные лучи уже не светили в окно, они не могли пробиться через сплошную облачность, но зато в комнату свободно проникал говор ворон, они долго поочередно трещали, выдавая друг другу какие-то сообщения.
Паутина уже не блестела сталью на солнце, а была сорвана вчерашним ветром и дождем; и крапива уже не растопыривала свои листья с грозными колючками, только кисточки с семенами уныло повисли в разные стороны и лениво раскачивались под ветром; и не было видно мошкары под сильно потрепанными ветвями тополя, с которых облетела часть листвы.
Только сновидения остались без изменений и все также сочетали в себе несочетаемое.
По следам первобытных художников
(из цикла рассказов «Курагинские мотивы»)
Про Шалаболинскую писаницу слышал давно, но как-то не получалось посмотреть. Правда, несколько лет назад я пытался ее увидеть, но не смог найти и первая попытка встречи с этим местом провалилась.
В июне этого лета решил во что бы то ни стало познакомиться с ней. Со своим другом Александром Никулкиным и Светланой (Александр берет в проводники своего знакомого Виктора Цибикова, тот сына с невесткой и своего внука) мы отправляемся на двух машинах в эту маленькую экспедицию.
Выехали за Курагино. Вокруг видны зеленые просторы, красавица река Туба, горы, очертания которых сидят в подсознании уже с самого детства, одним словом, лето в разгаре.
Проезжаем село Пойлово, в стороне остается село Шалаболино, которое поприветствовало нас золотыми куполами своей церкви. (фото 1). Приезжаем в небольшое село Ильинка. На улице нас встретили крупные свиньи, они развалились посреди улицы и принимали воздушные ванны. (фото 2). Виктор уточнил дорогу у местного жителя и мы отправились дальше. (фото 3). Дорога пошла через заросли высокой травы, которая растет отдельными островками (кучками) и называется жителями пикулькой; затем она повернула в гору, которая была прокрыта травой и мелким кустарником.
Поднялись высоко, внизу виднелось, как на ладони, село Ильинка, а вдали узкой голубой лентой извивалась Туба. (фото 4, 5). По левую сторону от горной дороги увидели оставленную стоянку – столы, землянку, вешалку для сушки одежды. Дорога закончилась – дальше пешком. Спускаемся вниз к реке.
Идем вдоль реки, у самого берега; с левой стороны нас к реке прижимают отвесные скалы. (фото 6).
Между ними и рекой только совсем узкая тропка, которая временами теряется, но направление задано, надо идти между скалами и рекой — другой дороги нет. Всматриваемся в нависшие над нами скалы, ищем рисунки первобытных художников – пока ничего не находим.
Представляю, как наши предки в шкурах наносят на эти камни свои образы – разве они могли подумать, что через 20000 лет потомки будут рассматривать их и пытаться понять по ним ту далекую от нас жизнь. Мы все идем и идем, всматриваемся в скалы, а рисунков нет и нет. Временами река почти вплотную подходит к скалам, идем по воде. Неожиданно видим на большой каменной глыбе изображение оленей, они поражают своей выразительностью. (фото 7).
Удивляюсь, как ”дикарь“ несколькими линиями мог передать динамику, движение и характер животного. Идем дальше, рисунков (петроглифов) становится все больше – изображения животных, люди на лодках. Потрясающе, словно сами видим этих гребцов и их жесты, их состояние! Вот сцена охоты — человек преследует кого-то с луком. Вот изображена драка всадника и пешего воина, которая завораживает своей энергетикой.
Видим эротические рисунки древних ,,пикассо,, и ,,модильяни,, . Мир за эти тысячелетия не изменился – те же эмоции, те же страсти.
Увиденное фотографируем. Возвращаемся обратно. Останавливаемся на стоянке — здесь жили и работали студенты — изучали писаницу. (фото 8).
После увиденного, решил написать серию работ с использованием фрагментов древних рисунков и передать в них свои ощущения, чтобы зритель мог увидеть этих животных, охотников, плывущие лодки, ритуальные действия и ощутить себя рядом с ними.
Что из этого получится – судить Вам. Фотографии будущих работ вышлю в редакцию газеты.
27.07.2014