Статьи

Валерий Румянцев

 

Поэт-сопротивленец Марина Струкова

Внимательно читая стихи Марины Струковой, можно понять как и по какой причине формировались политические взгляды молодого поколения, которое входило в жизнь в 90-е годы прошлого века, когда в России рушилось всё. Катастрофический экономический спад, начиная с 1991 года, превратил миллионы людей нашей страны в безработных. Молодёжь оказалась на обочине не только экономической, но и духовной жизни. Этому же способствовал кризис и развал системы воспитания и образования. В этих сложнейших условиях, когда молодёжь толком не понимала, что происходит, она стала разбредаться по разным «квартирам»: от религиозных сект до экстремистских политических группировок. Активные молодые люди, ежедневно испытывая дискомфорт, искали причины: почему мы так плохо живём? Кто в этом виноват?
Некоторая часть не самой умной молодёжи увидела причину своего безрадостного существования в наплыве кавказцев и гастарбайтеров в центральную часть России. Эти молодые люди стали называть себя скинхедами. Собственно, они не изобрели ничего нового. Скинхеды как часть молодёжной субкультуры появились на Западе в 60-х годах прошлого века и постепенно стали распространяться по всему миру. После событий сентября-октября 1993 года, когда Ельцин очень наглядно показал всем, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент – насилие, численность скинхедов в России резко возросла. Как это ни странно, «отрыжка» фашизма пришла и на нашу землю.
В этих условиях формировались политические взгляды будущего поэта Марины Струковой. Когда в печати появились её первые стихи, на них обратили внимание и читатели, и литературные критики. Вячеслав Лютый в своей статье «Поднимается ветер…» (о поэзии Марины Струковой) писал: «Ужас реальности, повсеместность обмана, торжество мистического Горя, приручившего целую страну, — всё это присутствует в струковских стихах исключительно обострённо и видимо… И такая проекция гнева… совмещается с началом, в котором неразрывно и одномоментно проблескивает русское женское и русское воинское – жертвенность и доблесть. Перед нами – духовный воин…» Это «тип нравственного стояния; приверженности высшей Правде, готовности не отступить от светлого через сумрачное во тьму». И далее: «Это голос молодой России, которая полна не только гневом, но и любовью, разумом, сердечным чувством и удивительным по глубокой выразительности поэтическим словом».
Высокую оценку, полученную от читателей и литературных критиков, Марина Струкова оправдала своим дальнейшим творчеством, но от националистической идеологии до конца так и не отказалась. Однажды она публично заявила: «Я никогда не перестану утверждать, что русские скинхеды – это единственные реальные защитники нации на фоне аморфной продажной оппозиции, занятой лишь митингами и болтовнёй. Недаром идеологов скин-движения убивают – значит, считают их угрозой для Системы». В своём стихотворении «Памятник» она предлагает «украсить центр Москвы» памятником русскому скинхеду.
В своей гражданской лирике Марина Струкова затрагивает темы патриотизма, русского национализма, истории России и событий сегодняшнего дня. Её стихи никого не оставляют равнодушными. Одни восхищаются ими, заучивают их наизусть, другие ругают, используя для этого все возможные изощрённые формы и унизительные выражения.
В последние годы активность молодёжи в политической жизни страны растёт, и этот процесс уже не остановить: современный «дикий» капитализм в России с его стремительно возрастающим уровнем коррупции не устраивает новое поколение. В этих условиях кто-то должен стать для них «властителем дум». В политике на эту «должность» рвётся Навальный. Та пронзительность и глубина, с которой Марина Струкова описывает происходящее в стране, может выдвинуть её в число властителей дум для определённой части молодёжи. В стихотворении «Сияет листовка на серой стене» она выражает уверенность, что в жизнь вступает новое поколение, которое соединит в себе «любовь и праведную ненависть», что порыв сопротивления будет нарастать и что новое поколение не позволит «вписать» их в «касту» униженных и оскорблённых.
Вот отрывок из её стихотворения «Идёт естественный отбор…».

А те, кто честен – не гордись,
По закоулкам – расходись!
Ютись по пыльным чердакам,
Копайся в мусорных бачках.
Я верю в правду. Значит – смерть?
Дрожит асфальтовая твердь,
Сверкают выстрелы в упор,
Идёт естественный отбор,
Бьют сапогами в нашу дверь:
— Стоять! Я тоже сильный зверь.
Видимо, этими строками автор ответила публичному заявлению безжалостного и «эффективного» менеджера А. Чубайса: «Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок». Эдуард Володин в своей статье о поэзии Марины Струковой «Воительница» пишет: «Это война до конца, до смертного венца. Все разговоры о России, исчерпавшей лимит на революции, все дряблые рассуждения о превращении менял и разбойников в отцов нации – сущностно бесстыдны, тем более что эти «отцы», точнее «паханы», по образу своему и подобию будут «возрождать» Россию. А кому, кроме бесов, такая Россия нужна?»
В стихотворении поэта «Если завтра война, мы поплачем о милом…» есть такие строки:

Наш распахнутый мир будет светел и страшен,
Голос крови сильней, чем закон.
Заминируем каждую пядь этих пашен,
Динамит – под оклады икон!

Видишь – выбора нет, поднимается ветер,
Русь уводит на облачный край.
Впереди только битва и огненный пепел,
Позади – очарованный рай.

Марина Струкова – поэт революционной романтики. Этими строками она как бы «напролом» говорит современной власти России: Одумайтесь! Не хотите отобрать у олигархов то, что они украли у народа? Даже не желаете, чтобы они платили подоходный налог не 13% , как врач, учитель и уборщица, а хотя бы 30-40%, как в Европе? Не хотите платить минимальную зарплату хотя бы 15-20 тысяч рублей? Тогда получите общественный взрыв и новую гражданскую войну. Именно так сегодня «прочитываются» эти строки молодёжью. Наши лидеры до сих пор не поняли, что бедность – это дамоклов меч над богатыми.
В беседе с одним из корреспондентов Марина Струкова сказала: «Будет революция, будет война. Но не думаю, что в ближайшие годы. Глобальный переворот произойдёт, когда широкие массы поддержат оппозицию, требования которой пока не совпадают с чаяниями всего населения». Этот вывод она «формулирует» и в стихотворении «Тепло ли тебе, девица?», в котором есть такая строфа:

Дрожит над миром марево,
Москва глядит растерянно.
И новой битвы зарево
Плывёт в зенит уверенно.

Марина Струкова в своих стихотворениях часто говорит о том, что её личные враги – это те, кто разоряет и унижает её Родину. В одном из стихотворений, где рефреном проходят слова митрополита Московского Филарета «Люби врагов своих», она с предельной откровенностью иллюстрирует, каким образом она будет это делать:

Я за злых и за нищих,
За бунтарскую кровь.
Я врага своего люблю.
Помолиться, так намолю:
Надышаться ему – в петле,
Отоспаться ему – в земле.
Всё идёт к одному концу –
Коль ударю, то по лицу.
О, Россия, костры, снега.
Я люблю своего врага!

Когда прочитаешь стихотворение Марины Струковой «Пуст твой двор и в жилище не будет живых…», сразу вспоминается картина печальной демографии в России за последние четверть века. Год от года россиян становится всё меньше и меньше и прежде всего русских. По официальным данным с 1926 по 1939 год прирост населения в РСФСР составил 15 млн. человек. С 1992 по 2017 год население России не только не прибавилось, а уменьшилось на 1 млн. человек. Сталинский «террор» настолько «ужасен», что за 13 лет численность населения увеличилась на 15 млн., а при правлении демократов, которые «соблюдают» все без исключения права человека, численность населения за 25 лет уменьшилась на 1 млн. Так кто же устраивал террор против народа? Иосиф Виссарионович Сталин или новая власть России? Некоторые западные политики неоднократно заявляли, что население России должно состоять из 30-40 млн. человек, чтобы «обслуживать нефтяную трубу». И не больше. И, видимо, обеспокоенная этой фундаментальной проблемой, Марина Струкова написала стихотворение «Последний русский», в котором есть такие строки:

Закат Европы перестал гореть,
Но царству тьмы последний луч мешает.
«Последний русский должен умереть!» —
Всемирное правительство решает.

Но русский человек живёт и действует:

Он продолжает правду защищать
Один, скитаясь по бродяжьим тропам,
Мешает превосходство ощущать
Подонкам, лизоблюдам и холопам.

Русский человек не склонен зарабатывать деньги любым способом; он уважает авторитетных людей, по натуре щедр, открыт, терпелив, проявляет гостеприимство и милосердие; у него развита тяга к справедливости и риску, — всё это не нравится нашим «партнёрам», а поэт готов за это умереть.
Казалось бы, Марина Струкова уже нашла «героя нашего времени» — это скинхед. Однако увидев, что годы проходят, а скинхеды не спасают Россию, она снова ищет героя и отражает свои поиски в стихотворении «Вечер прокуренный… слёзы… чужая квартира…»:

Поиск героя? В листовках наскучивших стенка.
Подвиг? Нацболы на башне – причуда Савенко.
Я презираю людей, покорившихся мрази,
Всё понимают, боятся отмыться от грязи.
Слава оплёвана, наши надежды убиты –
Вражеской кровью смывают такие обиды!
Митинги: Боже! На что эти толпы похожи –
Стадо! Горят камуфляжных наёмников рожи.

Нередко короткие стихотворения Марины Струковой приобретают форму поэтического плаката:

Пусть не плач и песнь, а лишь меч и меч
Будут звоном будить окрестности.
Только сечь и сечь – вот с врагами речь:
Справедливости! Справедливости!

Или:

Взгляд всё грустней и строже,
Всё ненавистней ложь.
Если не Русь, то, что же?
Если не мы, то, кто ж?

Только давно известно:
Страх превращает в прах.
Если не Русь, то бездна!
Если не мы, то враг!

В стихотворении «Очередной победы флаги» есть такие строки:

Преодоленье, бой, всё было…
Но боль сегодняшнего дня
В том, что не сила ломит силу,
А вражеская западня.

Да, мы попали не в одну «западню». Их много: рыночная экономика, лжедемократия, «европейские ценности», «плюрализм», «права человека» — и не можем выбраться из этой западни. А точнее, нас затолкали в эти «капканы».
Лирический герой в стихотворениях Марины Струковой – это чаще всего она сама. Хотя в одном из интервью она сказала: «Поэт в своих стихах не такой, каким он является на самом деле, а такой, каким он хочет быть».

Слушай, судьбина-бестия,
Может быть, пригожусь.
В случае путешествия,
Я выбираю Русь.

Ставишь второе действие?
Бью по рукам с тобой –
В случае происшествия
Я выбираю бой.

Звёздное притяжение
И золотая твердь…
В случае поражения
Я выбираю смерть.
Такое стихотворение могла написать только русская женщина с сильным характером.
Она не только прославляет в своей поэзии лучшие качества русского человека, но и отмечает его слабые стороны.

Страна, куда ты год за годом?..
Как будто есть сейчас страна…
Ведь чтобы снова стать народом,
Нам нужен Враг и Цель нужна.

… Но вот и Враг и Цель известны.
Казалось бы – гори огнём!
Но также тянет к краю Бездны,
Тайком вглядимся и замрём:

Людей влечёт процесс распада.
Парад смертей, пороков рать.
И пошлой кажется отрада
Творить, рождать и побеждать.

Здесь Марина Струкова опять попала «в десятку». Множество русских людей от безысходности кинулись в алкоголизм, наркоманию, распутство. И уже не «горят огнём» совершать военные и трудовые подвиги, а тяга к творчеству осталась у немногих.
Отношения с Богом у всех поэтов разные. Но редко кто осмеливается бросить вызов Богу. Боль за судьбу России оказалась у Марины Струковой настолько сильной, что она сделала это.

Но я во тьме дурной и синей
Кричу в огонь небесных глаз:
«Господь, что сделал ты с Россией?!
Проси прощения у нас!»

И далее:

«Как жить униженным и сирым?
Тоска объяла дол и высь».
Стой, Солнце! Не ходи над миром,
Земля сырая, расступись!
Желает Бог меня отвергнуть,
Швырнуть в огонь сухой корой.
Но сжечь – не значит опровергнуть,
Как говорил один герой.

Дочитав до конца стихотворение «Волк умирает молча», сразу вспоминаешь афоризм Мао Цзэдуна «Винтовка рождает власть». Вот отрывок из этого стихотворения:

Восславим пращуров имена
И встанем, в борьбе едины.
Вскричат, что Русь не обречена,
Винтовка и карабины.
Проснись, Отчизна, вокруг ни зги,
Но память тоска не стёрла.
Ещё узнают твои враги
Как волк разрывает горло!

Когда читаешь первую строфу стихотворения «Высокий берег», сразу создаётся впечатление, что это пейзажная лирика. Но, даже погрузившись в пейзажную лирику, Марина Струкова не может оставить в стороне мысли о Родине: о её прошлом и настоящем. Поэт-гражданин оттесняет в ней поэта-пейзажиста. И это сочетание гражданственности и «пейзажности» только усиливает эмоциональное восприятие стихотворения.

Высокий берег, медленный поток,
Вишнёвый сад до самого обрыва,
И облака туманный завиток,
И вспышка грозового перелива…

Здесь гром и рок, и колокол и Блок,
Мне открывая бесконечность жизни
На Юг и Север, Запад и Восток,
Сказали о свободе и отчизне.

Здесь голос крови нас на битву звал,
А после к миру вёл по божьей воле.
Кто хлеб растил, кто с немцем воевал,
А кто-то и учительствовал в школе.

Я скрою всё, что дома не на лад,
Всё расскажу, что сладилось на славу.
От древних книг до дедовских наград –
Заветы предков, строивших Державу…

Здесь наш очаг – негаснущий цветок,
Семь поколений предков помнит глина,
Высокий берег, медленный поток,
В ржаной пыли великая равнина.

Несколько лет назад Марина Струкова в диалоге с одним журналистом сказала, что она считает себя начинающим политологом. Однако её публичные высказывания свидетельствуют о том, что политолога, который будет беспристрастен и объективен, из неё не получится. В беседе с другим журналистом Марина Струкова заявила: «Национализм, по-моему, отличная идеология для каждого народа, что не исключает их взаимоуважения и мирного соседства».
Человек верит в то, во что ему разрешает верить разум. Но разум зачастую затмевается чувствами. В любом словаре можно прочитать значение слова «национализм»: «идеология и политика, основывающаяся на идеях превосходства и исключительности какой-либо нации и оправдывающая господство одних наций над другими». Национализм как раз исключает «взаимоуважение и мирное соседство» народов. Удивительно, но поэт пока этого не понимает. Впрочем, жизнь учит лишь тех, кто склонен к самообразованию.
Относительно недавно М. Струкова написала открытое письмо главному редактору журнала «Наш современник» С. Куняеву. В этом письме есть такие строки: «… их мечта – восстановленный Советский Союз. Они запамятовали репрессии, нищету, вынужденное молчание. Такие говорят, что несмотря на то, что их предки погибли или отсидели в Гулаге, нужно простить Сталина. Я не прощу, не предам память предков».
Обида на Советскую власть у Струковой – это, видимо, результат семейного воспитания. Её прадед в годы Гражданской войны воевал в частях атамана Антонова. Другой прадед был сослан на Соловки за протест против организации колхозов. И, скорее всего, основные знания о жизни в 20-30-х годах прошлого века Марина Струкова получила в ходе семейных разговоров.
Прежде чем давать публичную оценку роли И. В. Сталина в истории нашей страны, ей бы следовало вдумчиво и трезво поразмыслить над этой историей. И не слушать пересказы многочисленных мифов, которые в своё время распространил Н. С. Хрущёв со своими сторонниками, а изучить архивные документы той эпохи, как это делает, например, профессор Юрий Жуков. А то ведь сегодня историки часто напоминают ковбоев, пытающихся усидеть на необъезженных фактах.
Природа подарила Марине Струковой редчайший поэтический дар. И если бы не ростки национализма, которые мешают всесторонней оценке событий, она могла бы стать выдающимся русским поэтом. Но этого, скорее всего, не произойдёт. А жаль!


опубликовано: 20 марта 2018г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.