Только что прошёл очередной День Пушкина. Никаких всероссийских торжеств, вообще ничего громкого и вычурного. А может, так и надо? Или не надо? Или, наоборот, нужно во весь голос? Может, и нужно – только кому кричать-то, кому «провозглашать» и афишировать? Поэзия ныне в тупике. «Альбомность», «кукольность», «НЕнастоящесть» — вот её нынешние признаки.
Разговариваю по поводу современного поэтического и вообще литературного процессов с культурологом, выпускником Санкт-Петербургской Академии культуры Сергеем Коноваловым.
— Или я, Сергей Владимирович, насчёт тупика не прав?
— Да как сказать… Не открою Америки, если скажу, что литературу (прозу, поэзию, прочие жанры) делают Личности (да именно с Большой буквы). Сегодня Личностей в литературе НЕТ.
— А почему нет?
— Потому что идеология сегодня у нас в стране ТАКАЯ. Не располагающая к появлению в литературе именно что ярких индивидуальностей.
— Извините, но нынешние политологи утверждают, что никакой идеологии у нас сегодня нет.
— Это какие политологи? Которые в ток-шоу у Соловьёва, Норкина и семейной четы в «ШЕСТИДЕСЯТИ минутах»? Да, это большие специалисты! Уникальные! Такие юмористы – куда там Петросяну!
А если серьёзно, то государства (сиречь, института власти) без идеологии НЕ БЫВАЕТ. Просто НЕ БЫВАЕТ. Без объяснений.
— В таком случае, какая же идеология сегодня у нас в России?
— Идеология НАЖИВЫ. Что?
— Хм…
— А вы сами, Сергей Владимирович, что сегодня читаете?
— Не поверите: стихи, которые приписываются Евгении Васильевой.
— Это которая «Оборонсерис»?
— Именно.
— Но вы не уверены в её авторстве?
— Поэтому и выразился так осторожно.
Вот, послушайте:
«»Я сижу с ноября под домашним арестом.
Рисковала ради тебя своим мягким местом.
И вместо благодарности (например, эмиграции в Европу),
получить от тебя пинка, пусть слегка, но под жопу…
Думаешь, я не понимаю, какая все это мерзость?
Твои пустые слова, твой «Оборонсервис».
Сижу взаперти, роняю слезы на журнальный столик.
Вот на ***уя тебе весь этот спектакль был нужен, Толик?
Я знаю правду. Деньги — лишь для отвода глаз.
Ты завел себе бабу. Вот и весь сказ»
— И как вам, Алексей Николаевич?
— Китч.
— Китч. Но каков слог! Истинно державинский!
«Амуру вздумалось Псишею,
Резвяся, поймать,
Спутаться цветами с нею
И узел завязать.
Прекрасна пленница краснеет
И рвется от него,
А он как будто бы робеет
От случая сего.».
— А если серьёзно?
— Да есть поэты, есть. Вот, например, коломенский поэт Вадим Квашнин. На днях прочитал его новую поэму «Куликово Поле». Позавидовал. Так написать на, в общем-то, затасканную тему может только большой талант.
— Опубликовано?
— Пока нет. Знаю, что готовится публикация в новосибирском журнале «Сибирский Парнас», да и то в усечённом виде.
— Согласен с вами: Квашнин – самородок.
— Не люблю красивых слов, но этот человек отмечен Богом. Истинно что Поэт.
— В Коломне поэтов хватает.
— Сочинителей рифмованных строк. Кстати, недавно прочитал в «Новой литературе» ваш, Алексей Николаевич, сборник стихотворений. Называется…
— «Голутвин-Сити».
— Да, «Голутвин-Сити». И сразу вспомнилось «Утро в Москве» Блока:
«Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.»
— Ничего себе комплимент. Лестно, конечно, когда специалист ТАКОГО уровня сравнивает меня с Блоком…
— А вы себе не льстите. Это не сравнение, а всего лишь ассоциация. А ваша подборка — классический пример этих самых рифмованных строк. Холя признаюсь: некоторые тексты в ней весьма интересны. Вот, например:
«Негры в Африке живут
А в степи – монголы.
По деревне я гуляю
Совершенно голый.
Я гуляю так давно.
Я ж писатель русский!
Потому и пью всегда
Водку без закуски.
Денег нет на закусон.
Говорю вам прямо.
И болею с детства я
Только за «Динамо».»
— Слог, конечно, примитивный, стиль – спорный, но какова естественность! Именно ею вы и подкупаете!
— Спасибо, Сергей Владимирович, но вы же знаете: я на звание поэта никогда не претендовал и сейчас не претендую. Мне это просто не нужно. И разговор не обо мне. Поэтому вопрос: если сравнить сегодняшнее время с прошлыми…
— … то сегодня время боборыкиных. То есть, плодовитых, но ничего ни нового, ни просто запоминающегося в поэзию не приносящих. А вот поэт, причём ТАКОГО уровня, в той же Коломне, пожалуй, лишь один. Это именно Квашнин.
— Спорное мнение. Пётр Дмитриевич Боборыкин был в начале прошлого века весьма известен и даже знаменит, причём не только как поэт, но и прозаик, и драматург и литературный критик. Один его роман «Китай-город» чего стоит»».
Но спорить не буду. Вы, Сергей Владимирович всегда отличались независимостью суждений. Спасибо вам за интересный разговор. Успехов!
Разговаривал Алексей Курганов