Культуролог Сергей Коновалов: сегодня в поэзии время боборыкиных!

Алексей Курганов
Алексей Курганов

 

Только что  прошёл очередной День Пушкина. Никаких всероссийских торжеств, вообще ничего громкого и вычурного. А может, так и надо? Или не надо? Или, наоборот, нужно во весь голос? Может, и нужно – только кому кричать-то, кому «провозглашать» и афишировать? Поэзия ныне в тупике. «Альбомность», «кукольность», «НЕнастоящесть» — вот её нынешние признаки.

Разговариваю по поводу современного поэтического  и вообще литературного процессов с культурологом, выпускником Санкт-Петербургской  Академии культуры Сергеем Коноваловым.

Сергей Коновалов

— Или я, Сергей Владимирович, насчёт тупика не прав?

— Да как сказать… Не открою Америки, если скажу, что литературу (прозу, поэзию, прочие жанры) делают Личности (да именно с Большой буквы). Сегодня Личностей в литературе НЕТ.

— А почему нет?

— Потому что идеология сегодня у нас в стране ТАКАЯ. Не располагающая к появлению в литературе именно что ярких индивидуальностей.

— Извините, но  нынешние политологи утверждают, что никакой идеологии у нас сегодня нет.

— Это какие политологи? Которые в ток-шоу у Соловьёва, Норкина и семейной четы в «ШЕСТИДЕСЯТИ минутах»? Да, это большие специалисты! Уникальные! Такие юмористы – куда там Петросяну!

А если серьёзно, то государства (сиречь, института власти) без идеологии НЕ БЫВАЕТ. Просто НЕ БЫВАЕТ. Без объяснений.

— В таком случае, какая же идеология сегодня у нас в России?

— Идеология НАЖИВЫ. Что?

— Хм…

— А вы сами, Сергей Владимирович, что сегодня читаете?

— Не поверите: стихи, которые приписываются Евгении Васильевой.

— Это которая «Оборонсерис»?

— Именно.

— Но вы не уверены в её авторстве?

— Поэтому и выразился так осторожно.

Вот, послушайте:

«»Я сижу с ноября под домашним арестом.
Рисковала ради тебя своим мягким местом.
И вместо благодарности (например, эмиграции в Европу),
получить от тебя пинка, пусть слегка, но под жопу…

Думаешь, я не понимаю, какая все это мерзость?
Твои пустые слова, твой «Оборонсервис».
Сижу взаперти, роняю слезы на журнальный столик.
Вот на ***уя тебе весь этот спектакль был нужен, Толик?

Я знаю правду. Деньги — лишь для отвода глаз.
Ты завел себе бабу. Вот и весь сказ»

— И как вам, Алексей Николаевич?

— Китч.

— Китч. Но каков слог! Истинно державинский!

«Амуру вздумалось Псишею,

Резвяся, поймать,

Спутаться цветами с нею

И узел завязать.

Прекрасна пленница краснеет

И рвется от него,

А он как будто бы робеет

От случая сего.». 

— А если серьёзно?

— Да есть поэты, есть. Вот, например, коломенский поэт Вадим Квашнин. На днях прочитал его новую поэму «Куликово Поле». Позавидовал. Так написать  на, в общем-то, затасканную тему может только большой талант.

— Опубликовано?

— Пока нет. Знаю, что готовится публикация в новосибирском журнале «Сибирский Парнас», да и то в усечённом виде.

— Согласен с вами: Квашнин – самородок.

— Не люблю красивых слов, но этот человек отмечен Богом. Истинно что Поэт.

— В Коломне поэтов хватает.

— Сочинителей рифмованных строк. Кстати, недавно прочитал в «Новой литературе» ваш, Алексей Николаевич, сборник стихотворений. Называется…

— «Голутвин-Сити».

— Да, «Голутвин-Сити». И сразу вспомнилось «Утро в Москве» Блока:

«Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.»

— Ничего себе комплимент. Лестно, конечно, когда специалист ТАКОГО уровня сравнивает меня с Блоком…

— А вы себе не льстите. Это не сравнение, а всего лишь ассоциация. А ваша подборка — классический пример этих самых рифмованных строк. Холя признаюсь: некоторые тексты в ней  весьма интересны. Вот, например:

«Негры в Африке живут
А в степи – монголы.
По деревне я гуляю
Совершенно голый.

Я гуляю так давно.
Я ж писатель русский!
Потому и пью всегда
Водку без закуски.

Денег нет на закусон.
Говорю вам прямо.
И болею с детства я
Только за «Динамо».»

— Слог, конечно, примитивный, стиль – спорный, но какова естественность! Именно ею вы и подкупаете!

— Спасибо, Сергей Владимирович, но вы же знаете: я на звание поэта никогда не претендовал и сейчас не претендую. Мне это просто не нужно. И разговор не обо мне. Поэтому вопрос: если сравнить сегодняшнее время с прошлыми…

— … то сегодня время боборыкиных. То есть, плодовитых, но ничего  ни нового, ни просто запоминающегося в поэзию не приносящих. А вот поэт, причём ТАКОГО уровня, в той же Коломне, пожалуй, лишь один. Это именно Квашнин.

— Спорное мнение. Пётр Дмитриевич Боборыкин был в начале прошлого века весьма известен и даже знаменит, причём не только как поэт, но и прозаик, и драматург и литературный критик. Один его роман «Китай-город» чего стоит»».

Но спорить не буду. Вы, Сергей Владимирович всегда отличались независимостью суждений. Спасибо вам за интересный разговор. Успехов!

 

Разговаривал Алексей Курганов 


опубликовано: 17 июня 2018г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.