ЗАКУЛИСА

художник-дизайнер Yuliana Gorkorov. "Experimental"
Вадим Андреев

 

ЗАКУЛИСА

Большие игроки, они в тени.
Их мир – в иносказаньях и пробелах,
где карты, как у шулера в борделе,
крапленые – какую не тяни.

Наш мир для них – как голливудский фарс.
И, божествам Олимпа уподобясь,
они кроят планету, словно глобус,
безжалостно черня бумажный шар,
используя палитру войн и свар.

Политики, банкиры, короли
глядят на них, как жалкие кроли.
Как лошади, помеченные ими,
мы волочим судьбу свою под ними –
без единиц овальные нули.

Куда ее, то бишь судьбу, не дли,
они вершат историю земли,
врываясь Голиафом к спинкам коек,
где спим мы после строек и попоек,
и дальше – в королевские покои,
где жест один – и нет великой Трои
и под Цусимой тонут корабли.

В Тени Теней качается земля.
И жерла орудийные смоля,
Наполеон громит в Европе троны.
И лицемерно «черные бароны»
завыли, о прощении моля.

И кто бы знал в кромешном том аду,
что был уже известен остров Эльба,
где император любовался небом
в беседках в кипарисовом саду,
накликавших на Старый Свет беду?

Всесильно закулисное родство!
Эмир бухарский был как божество.
Но навсегда покрыл себя позором,
поскольку дружбу вел с багдадским вором.
Тот, видно, что-то значил для него.

Но что? Познай наитьем – не умом.
Кто правит миром, тот его и травит,
любой изъян он выгладит, поправит,
любое Откровенье обесславит
и вознесет раскольника на трон.

Один звонок – и на помин легки,
их силы проникают в наши поры.
И намертво замкнутся все затворы.
И от удушья в Баренцевом море
в подводной лодке гибнут моряки.

И скроет преступление вода.
И вдовьи слезы выплеснет беда.
Но не напишет черный самописец,
кому и кто звонил из закулисы,
и что ему ответили тогда.

Большие игроки, они в тени.
И если говорить в официозе,
нет ничего подлей и одиозней,
чем то, что с нами делают они.
Снять маску с них по сути невозможно,
а если можно, то за ней – другая,
не ветошь с маскарада, а живая,
сращенная навеки с тканью кожи.

Разворошив до нитки нашу память,
И, преуспев в цинизме площадном,
они играют нашими богами,
и, смеха ради, сталкивают лбами
Пророка с Иеговой и Христом.
И мы с тобой живем, уже готовые
идти в походы новые крестовые.
Куда? Не знаем сами, но пойдем.

ЭЛЬВИРА МАДИГАН

Когда звучит валторна Амадея,
за окнами смолкает птичий гам.
И по аллеям сада бродит фея
по имени Эльвира Мадиган.

Вот-вот закончат флейта и пиано.
И где-то за черешней молодой
она мелькнет, как гибкая лиана,
и спрячется за бархатной листвой.

Запели скрипки – первая, вторая,
кларнеты, контрабас, виолончель,
и к модной шляпке цвета горностая
смычки ветвей протягивает ель.

На лепестках фиалок тает иней.
Смеется месяц, падая в луга.
И к милым ножкам маленькой богини
хмельная арфа сыплет жемчуга.

И не уйти – так музыка прекрасна!
Не отвертеться – так она вольна!
И в близости, такой небезопасной,
ее волос касается она.

Что Моцарт – бог, об этом знают в свете.
В Европе нынче каждый меломан.
Но знают только месяц, только ветер,
что бог влюблен в Эльвиру Мадиган.

Уже уста сливаются с устами.
И у большого сада нет оград.
И гаснут, гаснут звезды меж ветвями
под музыку летучих серенад.

КУЛИБИН

На Руси средь мудрых рыбин
жил да был Иван Кулибин.

Все твердили: хлеб да соль.
А механик жил в своем,
увлеченье ль,
                             хобби ли,
перпетуум-мобиле.

Перпетуум-мобиле –
вечное движенье.
В чем секрет его –
                                        в горенье,
или в превращенье?

Шли за днями дни, недели.
Войны шли, виски седели,
но, непонятый до слез,
был вопрос:
как заставить
                             колесо
работать с веком
                                     в унисон,
чтоб энергию
                             планет
влить
                в инертность
                                             наших лет?

Тип какой-то в кабаке
говорил ему в тоске:
дескать, эти «мобили»
мы давно уж пропили.

Свет открытых
                                 в сердце
                                                     истин
был обшикан и освистан.
И механик не создал
вечнодвижущийся вал.

Ах, какая злая
                                участь
жизнь прожить,
                                   мечась и мучась
ни деньгой,
                           ни Моникой,
а вечною
                    гармонией!

Но стянувши,
                               как подпругу,
Млечный Путь,
                                  неслись по кругу
звезды,
                 солнце,
                                   облака
и луга.
И луна
                в вечерней заводи
вызывала
                      чувство зависти,
так как двигалась всегда
в никуда.
Ветер
            листья
                              мел
                                        к запрудам.
Шли снега.
                        Метель мела.
И каким-то
                          дивным
                                            чудом
жизнь
              в движении
                                       была!
Вон как
                 с соснами
                                       и лугом,
взяв
          в охапку
                             тополя,
поплыла
                     по кругу,
                                           кругу
сама
             матушка-земля!

«Энто ж что ж такое
                                              будет? –
говорил механик людям. –
Значит, в том и весь секрет,
что секрета вовсе нет.

Значит, братцы,
                                     был я слеп.
Даром, значит,
                                 кушал  хлеб.
Водку пил да горе мыкал,
книжки умные читал,
всех учил,
                        да чуть заикой,
многоумствуя,
                                  не стал.

Ах, Россия,
                          квас да брага!
На семь бед
                          один ответ.
От барака
                      до барака
не пройду –
                           свалюсь
                                             в кювет».

И, напившись
                             допьяна,
он кричал
                       в хмельном
                                                 бреду:
«Может, все это –
                                         утопия?
Может, братцы, это –
                                                   дурь?»

А немочка-шинкарочка,
гладкая, как ярочка,
подливала
                        водочку
и шептала
                        вот о чем:
«Приходи
                      сегодня спать
в мою
               горницу,
будем
              вместе
                              горевать
наше
            горечко».

Плачет  пьяненький
                                           Кулибин:
водка горло
                         дерет.
А немочка:
                        «Ах, майн либер!
Всему, друг мой,
                                    свой черед.
Отшень так
                           крустить не нато.
Береги сфой ум и силь.
Все утопией когда-то
вперемешку с дурью биль».

Пил Кулибин с немкой водку
и закусывал при том
черным хлебом и селедкой
стопарек за стопарем.

Ну, а в небе над Россией,
среди звездочек одна,
улыбалась
                         в слюдяные
окна
           пьяная
                           луна.

ГЕФСИМАНСКИЙ САД

О чем нашептала смоковница
ему в Гефсиманском саду?

Какие из дальних провинций безлюдных
несли ему вести, играя на лютнях,
сирийские пастухи?

В жертвенном блеянье тучных овец,
в шелесте ветра в пальмовых ветках
явственно слышалось: «Скоро конец».
Горло горчило маслиною едкой:
«Я подчинюсь твоей воле, Отец»

В каменоломнях и римских казармах,
в лавках менял и торговцев оливами,
в узких проулках Ершалаима,
в залах дворцовых Пилата и Ирода
воздух до края заполнило имя –
имя Мессии из Назарета.

Лица Андрея, Петра и Филиппа
были чернее сутаны Каифы.
Раввины со всей Иудеи, как грифы,
слетелись вести пересуды и суды
все – о Мессии из Назарета.

Вплоть до распятья и вознесенья
все было ясно – как тайна креста.
Лишь об одном вопрошали уста:
«Кто меня, Отче, из братьев моих
выдаст?» « – Иуда Искариот.
Нынче он римлян к тебе приведет
и поцелуем безбожного выкреста
выдаст в холодные руки Антихриста».

В душной долине дремали стада.
Голос смоковницы смолк навсегда.
Только за лавром, где тлела звезда,
в воздухе плотном и липком, как войлок,
пахнущим вместе с казарменным пойлом
сеном, овчиной и кожею тертой,
явственно слышалось: «Скоро конец».
Кровь клокотала на стенках аорты:
«Я предаюсь твоей воле, Отец».

ИОСИФ БРОДСКИЙ

Сейчас диссидентами выглядят те кто
воспели арендный подряд и прожектор.

Жизнь обещает быть малость нежнее
к тем, кто писал о родном сельдерее.

Море уклончиво, ибо не слышит.
Бог в небесах не звонит и не пишет.

Что б это значило? Козни? Вериги?
Нет. Не совсем позабытые книги.

Благоразумней желе и кефира
наша до срока почившая лира.

***

***

Запорошены снегом леса.
Белый пух разгулялся в полях.
И несут в облаках небеса
легкий иней на пойму и шлях.

Колокольчики молча глядят
под орешником в желтом огне.
И ручьи еще тихо журчат,
красный гравий катая на дне.

И стоит, молода и нема,
припадая к траве холодком,
то ли осень, то ли зима
над седеющим березняком.


опубликовано: 29 октября 2012г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.