Зыбкая грань

художник Jeff Rowland.
Александр Балтин

 

Мёртвая точка имеет
Качество длится всю жизнь.
Сердце подобной болеет,
Мозгу нужны виражи,
Или событий букеты.
Мёртвая точка сильна,
Все отменяет сюжеты
Лакомые она.
Сунься туда – там бездна,
А повернись – тупик.
Зря на пределе бедный
Бился ты в мире книг.
Мёртвая точка. Апатия,
И не подняться вверх.
Жизни растёт неприятие
В тебе, человек.

 

ДВОЕ В ЭЛЕКТРИЧКЕ

(стихотворение в прозе)
Оба были похожи – медведеподобные, сутуловатые мужики, оказавшиеся на крайних местах скамеек пригородной электрички. Один – с седым ёжиком и лицом крупной лепки – не дожидаясь отправки, достал из чемоданчика плоскую фляжку коньяка, бутерброды, складной стаканчик, и, используя чемоданчик, как столешницу, стал обстоятельно, не торопясь выпивать и закусывать.
Электричка тронулась, поплыли провинциальные пейзажи.
Мужичок достал второй стаканчик и предложил соседу коньячку.
-Не откажусь, спасибо.
Маленькая фляжка быстро закончилась, и второй дядька сходил в бар, принёс несколько банок пива, пирожки.
Они гудели.
-Да, пью. Бывает, знаешь, и три-четыре раза в неделю выходит – то это, то то. Но не алкоголик, нет.
-И я вот тоже бывает…
Во второй раз пошли в бар вдвоём, пива взяли больше, и снова принесли пирожки.
Громыхали мосты, проплывали дачные посёлки, мелькала скучная разность.
Мужики гудели, никому не мешая, и слышалось уже: Ну какой же ты хороший человек! – И ты, брат!
Электричка жила своей жизнью: дрёма, гадание кроссвордов, детские выкрики и плач, вязь пустых разговоров…

 

ДАЧА, ДАЧА…

(стихотворение в прозе)
Пошловато-маслеными глазками посверкивая, говорил: Две тётки – суетливые такие, но наглые с листками бумаги на дачу к нам вломились, и ну тараторить: В фонд мира сдаём по 50 копеек, сдаём быстренько! Ну, мать им показала фонд мира, ха-ха…
Матерью – ловким товароведом магазина – гордился едва ль, сам после института собирающийся уйти в торговлю, а пока учился на вечернем, работал в библиотеке – дурака скорее валял.
Он – пошляк, бабник, примитив, поддавоха.
Некто – в будущем поэт, занесённый на эту работу виражом судьбы, слушает его, вспоминая: калужская дача дяди и тёти, роскошь летнего зелёного золота, шатры крыжовника, стена малинника, великолепие закатов и восходов.

 

СУНЬ ЯТСЕН

Видом бедности окрестной
Сунь Ятсен был уязвлён.
Из крестьянского семейства,
Пастухом стать обречён.
Но есть вектор неизвестный,
Он в учёбу увлечёт.
Пусть английский мнился бездной –
Покорилась в свой черёд.
В революцию движенье,
И – три принципа верны,
Обещают возрожденье
Всекитайской стороны.
Сунь Ятсена сила света
Поднимала ввысь и ввысь.
Тем и держится планета,
Тем и укрепится жизнь.

 

* * *

Запечатанная ампула – грядущее.
Надо мною туши туч плывущие –
Это будущее, или настоящее?
Зафиксировать момент
Перехода век не удаётся.
От июля помнится звенящее
Солнце.
Туши туч, из них изъятый ливень.
Двор алмазами роскошно осчастливлен.
Дальше дело к темноте идёт,
В ней построенные лабиринты
Не пройдёшь, мечтательный – но им-то

Дела нет.
Но лаком звёздный мёд.

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

(стихотворение в прозе)
Встречает своего лирического героя то на углу, у булочной, то в метро – но тот едет вверх, когда автор – вниз, то в магазине, и герой этот покупает водку, пренебрегая закуской.
-Ты мне надоел, лирический! – хочет крикнуть. – Ты всё время жалуешься на жизнь, бродишь в лабиринтах реинкарнаций, отправляешься в средневековье, плутаешь по переулкам моих воспоминаний. Сколько можно, а? Ну, постой же, послушай! В конце концов, давай сядем, выпьем водки, которую оба любим, поговорим…
Он ускользает – лирический герой, точно создан на основе воспоминаний и дыма, точно основа эта позволяет ему шутить над бедным, потерявшимся автором, вновь прибегающим к водке, чтобы забыть не слишком получившуюся жизнь.
И маме уже не пожаловаться, ибо давно вырос.

 

* * *

Смысл проворачивает грозди
Оттенков на стержнях высот.
А слово «смысл» крутое, будто
Нам черепной представлен свод.

О, неудобное для строчки,
Но коль бессмысленна она,
Усилья прахом — одиночки,
И жизнь клочками рвётся сна.

Смысл с дополнительною гласной
Ложится в строчку… Что по чём
Он сутью объясняет ясно –
Кто выстоит, кто обречён.

Обилье смыслов созидает
Амбивалентности опал.
Ах, будущее угрожает
Кривым свечением зеркал.

 

* * *

Пирожками у вокзала
Толстая торгует тётка.
В забегаловке напротив
Бутерброды, яйца, водка.

Чуть поддав, обозревает
Некто маленькую площадь.
Город старый, и примстится,
Что вот-вот увидишь лошадь.

В скверике поодаль дети,
И фонтан блистает ярко.

Голубей взлетает стая,
И… всё в жизни будто ясно.

 

* * *

До бесконечности усталый
В лет лабиринте человек,
Полуседой, ещё не старый,
Не любящий свой дикий век.
В средневековье тянет яро,
Иль к Византии путь влечёт.
И собственную ноту дара
Он птицам вещим отдаёт.
Нужна ли им? Сие безвестно.
И долго тянется роман
С реальностью, которой бездна,
А в ней туман, туман, туман…

 

* * *

Карта бита. Гвоздь, быть может, вбит?
Прошлое, как будущее, блёкло.
Солнце дома отражают стёкла,
Пряча заурядный, пёстрый быт.

Многие прочитаны тома,
Большинство – не читано, не в силах
Более читать, а закрома
Мысли – больше, чем людей в могилах.

Карта бита, коль под 50,
И старухою надежда стала.
То, что мне гадалка наболтала,
Превратилось в заурядный ад.

 

* * *

В буфете некогда была посуда,
А дальше книги – некуда девать.
Давало чтенье ощущенье чуда,
Да в юности мне вновь не побывать.
Нутро шкафов, конкретика предметов,
И быта столь банальные слои
Не допускают радостных сюжетов,
Навязывая косные свои.
И снова водишь ручкой по бумаге,
Стих созидая, мысля – воспарил.
Паренье длилось миг, сулило стяги
Победы, только их не получил.
Перегорела лампочка, и надо
Её менять, а после ужин я
Варить начну, забыв картины сада
Действительного бытия.

 

* * *

Пирамиду Хеопса урагану не одолеть,
На силу всегда найдётся другая сила.
Каждая человеческая перспектива
Уходит в смерть.
Смерть – сила? Или закон? Пойми…
Сфинкса сложно удивить чем-либо.
Уходя, никогда не хлопай дверьми,
И не думай, что всегда есть выбор.

 

ПАМЯТИ КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ

Себя раздаривавший щедро,
Как ливень, мудрый Ковальджи
Дыханием большой души
Отменно наполнял шедевры.

Что жил не как поэт – он сам
Блестящей формулою вывел.
Не ищущий банальных выгод,
Словесный созидает сад.

Поэту смерть едва ль страшна,
А для оставшихся – прореха
В пространстве…
Но творений эхо
Останется на времена.

 

* * *

Виды с ковра-самолёта
Великолепны весьма.
Города разные ноты –
Музыка улиц… дома…
Скатертью-самобранкой
Будет устроен пир,
Истинный, не обманный,
Даденный на весь мир.
Шапкою-невидимкой
Пользуюсь я – нелюдимый,
Вам не известный поэт.
Мне б сапоги-скороходы,
Чтоб пронесли через годы
В чистый, сияющий свет.

 

МАРИЯ ВЕЧОРА

Начертано златом на чёрном –
Мария Вечора.
Охотничий домик, резные панели,
Ковры и картины прекрасны на деле,
Мария Вечора.
Эрцгерцогу власть, и балы, и поместья –
Всё вместе –
Не нужно в дальнейшем, Мария Вечора,
Начертано златом на чёрном –
Мария Вечора, Мария Вечора.
Пылают в шандалах богатые свечи,
И чёрный безвыходный тянется вечер.
Два выстрела будущее решают,
И в вечность любовников отправляют.
Эрцгерцог с Марией парят над полями,
Пылая друг другом, как в жизни пылали.
Поля изумрудов и маков небесных,
И бездны, и бездны… Паренье над бездной
Прекраснее жизни – той, что не сложилась.
Посмертное счастье, посмертная милость.

 

ТРИПТИХ

1
Явление Христа народу,
Какой не знает, кто таков,
Собою тёмную породу
Являя – не постигнет слов.
Весомейшие аргументы
Нужны, чтоб в чём-то убедить.
Веков грядущих ткутся ленты,
Народы разно будут жить.
Старик глядит, глядит мальчишка,
Елейноликий ростовщик,
Легионер, чья плоть с излишком
Дана, и рост весьма велик.
Глядят – кто он таков? Их много,
Что сей способен многим дать?
Жизнь, как живое чувство долга
Довольно сложно осознать.

2
Единосущен, иль подобносущен?
Но человеком был Иисус Христос
С чистейшей кармой, истину дающим,
Поскольку до неё за жизнь возрос.
Возможно, запись своего ученья
Оставил, не дошла до малых сих.
Сплошная кривизна, пластами — мненья,
И путаница для других.
…брадатые, не мытые сбирались,
Шумели на соборах тяжело.
Слова Христа в них мало отражались,
И шло от них самих словами зло.
Христос был человеком, указавшим
Путь – не пошли по этому пути.
Мир нищеты, золы судеб, и башни
Роскошества – уже не мир, но ад почти.

3
Мчится всадник рекламы.
Стёкла витрин, в каких
Всё золотится, и мамы
Задаривают своих
Пупсов, весьма капризных.
Всё сверкает, шумит.
Жирный лоснистый бизнес
Неприятен на вид.
Христос – кто же пустит в церковь? –
Ловит машину такси.
Лишь внешнее людям ценно,
Никто не взывает: Спаси.
В пустыню везёт машина.
Хоть чем-то поможет Христос,
Выманив бесов в пустыню.
Справится ли? Вопрос…
У мира литые причины
И дальше гулять всерьёз.

 

ЗЫБКАЯ ГРАНЬ

(стихотворение в прозе)
В джинсовом костюме, в зале, напоминающим зал ожидания вокзала – причём мама сидела к сыну спиной, но это была она, мама, мама – ходил нервно между рядами пустых стульев, выходил на покрытую в шахматном порядке плиткой площадку, думая мучительно, зачем ему это пение? А?
Хотелось ли идти на прослушиванье?
Нервничал, и в сознанье растекались чернильными пятнами и радугами смыслов различные, большие и маленькие ноты.
И вот в другом зале – длинном, где за столом из грубо обструганных досок, но на стульях с золочёными резными спинками сидели дамы и господа, он оказался среди них, и речь вовсе шла не о прослушиванье, а о создании тайной организации, в которой он был активным участником…
Вот он пересел на стул, отставленный от стола, вот он говорит, хотя сначала вяло отвечал на вопросы, и глаза его горят, что он видит со стороны, входя в это же помещение, но через другую дверь…
Образы сна, тепло, как медвежата, ворочаясь в сознанье, ещё живут, то кармином отливая, то изумрудной зеленью; ещё не распались связи между ними, когда он выдирается из сна, откидывает мягкий шотландский плед, которым накрывается всегда, встаёт, идёт умываться.
Образы сна то составляют причудливые панно, то распадаются, играя с лабиринтами и извивами мозга; он не пробует разгадать, что они значат, хотя порою хочется каталогизировать свои сны, а вот такой видел впервые…
А солнце середины апреля завернуло работу всерьёз – заливает жидким янтарём, не то хрустальным золотом кухню, слепит глаза, и он, любящий сны, ибо действительность его – не очень, стремится нащупать ту грань – зыбкую, покачивающуюся – что отделяет конкретику от мира тонких неопределённостей, из которого только что вышел.


опубликовано: 28 апреля 2017г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.