В поисках Кыси (часть 1)

Сергей Панкратов

 

БЕЗ ТРУСОВ!

Ныне эти последние слова героя выпуклым золотом горят на стенках курилки ЦАГИ и ЗАГСа Бауманского района.*

……………………………………………………………………………………………………………………

* Вероятно одна из первых так называемых «табличек духа предков». Цитата из работы Алексеева В. М. «В старом Китае». — «Дух усопшего «воплощался» в табличку (прямоугольную деревянную дощечку), которую сохраняли в семейном храме предков или просто на домашнем алтаре. Перед такой табличкой духа предков до пятого колена совершали воскурения». (Прим. В. Я Сидихменова.)

……………………………………………………………………………………………………………………

Валя же Грызидубова до самой своей кончины не смогла избавиться от излишнего жира в поясе, хотя и месяцами диетилась похлебкой из свежесодранной бересты. И когда случалось, что игривый начальник аэродрома дружески шлепал её, то у глобусов вибрировало удивительно проникновенно, словно в тазике по сложнопересеченной местности на вытянутых руках гонцы несли и несли осторожно, но с большой скоростью холодец. То свирепствовала женская болезнь Паркинсона, в просторечии целюлит.

И спала Валя плохо — шевелилась подёргиваниями. Её кошмарило.

Валин сон.

Чкалов не в вечности, Чкалов промышляет тут, Чкалов добыл где-то большой герметичный бурдюк, Чкалов в придачу к бурдюку украл в НИИ Низких Температур баллон водорода! На закате Чкалов появляется на тихой улочке в Бобруйске, аккурат возле маминого дома, Чкалов надул бурдюк лёгким газом, Чкалов перетянул бурдюк посередине струной, Чкалов на верёвочке, как воздушный шарик, тянет летящий бурдюк! Чкалов, бешено вращая глазами, кричит:

-Бабочка в целюлите!!! Не иметь дела, мужики!!!

А люди смеются и говорят:

— Конечно же не иметь! Пёрнет – и яйца оторвёт!

А позади всего этого срама идёт Байдуков с балалайкой и наяривает, и наяривает:

Мимо тёщиного дома

Я без шуток не хожу…

Такой вот сон. После этого сна Валя заучилась науке русская философия, прогнала простоту из себя, обрела глумливость и дожила до пятидесяти пяти лет. А как дожила, то юбилей, то редколлегия журнала «Философия» попросила Валю написать мемуарное, но по профилю. Валя не стала ломаться и в срок предоставила в журнал такие строки.

—ПОНИМАНИЕ

Видела сама.

Государь наш, когда проварил в чане Вавилова до полного отделения мяса от кости, вынул из кипятка череп академика, остудил и, проявив в резьбе и полировке безыскусственность, нежно ударил в темечко, в район главной чакры. Образовалась дырочка. И увидел Государь: в черепе человеческом — Океан. Помимо Океана там ещё сбоку помещался год 22 и дымом двигался в направлении классового общества маленький пароходик, где палубой были построены человеки Бердяев, Булгаков, Гершензон, Изгоев, Кистяковский, Струве и Франк, — политические слепцы. Они не прошли у нас проверку по форме №20 – на вшивость – и вот, испытывая качку, ехали. Перед ними прохаживался знаток античности и комиссар Луначарский и вкрадчиво пропагандировал:

-Как погиб Гомер? А рыбаки ему загадали загадку: что найдём – отбросим, а не найдём – с собой унесём. Поэт не оборол вопроса и со стыда утопился. А разгадка такая – вши. Гомер не прошёл проверку на вшивость. Но у поэта имелось мужество. Отчего вы не берёте пример с Гомера, он же гений?..

Человеки же слушали Луначарского плохо — клонили головки, косили в сторону и молчали. Они боялись бушующего Океана в черепе, им тошнило. Было занимательно и поучительно.

-Вах! – сказал тут обрадованный Государь и опустил в череп и человекам под ножки трубочку бумаги и стал ждать таинства творчества. А свершилось оно, таинство, Государь выудил бумажку вверх. Там неведомой силой появился текст. Вот он.

«Валерий Чкалов, когда геройствовал через Арктику, взял с собою в мешочке три горсти соли земли русской. Соль вещь простая, но ведь известно, — чем проще вещь, тем больше в ней Тайны. Валерий же пояснил экипажу:

-Как на стекло изморози налипнет, то обзор той солью оттирать будем.

И точно. Уже над Мурманом Белякову для выдержки точного курса пришлось усиленно мешочком поскрипывать. И, понятно, вобрал тот мешочек влаги иней, который называется иными голубым салом, а через какое-то время соль сцементировалась и мешочек выкинули за борт. Но так как соль была йодированной, то есть способствующая процессу мысли, то образовался в комке субстрат, и стал это уже не комок, а существо. И упало существо на торосы, и от удара пошли по нему трещины, — появились у существа извилины. И существо двинулось. Но так как западная часть Ледовитого Океана находится в сфере влияния угро-финского глоссария, самоназвалось существо по самоедски — Вехи. А с виду оно стало колобок, ибо не знало образца, но тянулось к народу. Ближайшее жильё же по тем временам в снегах было – стойбище товарища Папанина. Оно выставлялось брезентовым монастырём названием «СП – 1», Северные Послушники. Спасалось там четыре архата, воспринимая полярное сияние верно — как слабый отблеск идеала коммунистического. И пробралось Вехи до пустынников и попросило объяснить что к чему, ибо чувствовало в себе недостачу знаний для успешной жизни. Но Папанин, так как был сердит на Чкалова за то, что пилот не разглядел их стойбище на льду и не подбросил к рациону огурчика, грубо сказал существу:

-Просишь разжёванное. Настоящая же мысль может быть только мыслью собственной, ценится лишь добытое с трудностями. Иди вон, не воняй.

И демонстративно зажал нос. Полярники же захохотали. Вот солевой колобок и познакомился с изнанкой мудрости и чуть-чуть усвоил. И попросил он тогда у полярников другое — куда идти, где не взыскательны и делятся.

-А на юг дуй, — посоветовали архаты. И показал Папанин рукой совершенно произвольно. А Фёдоров ткнул противоположно, а Кренкель махнул в сторону перпендикулярную, а Ширшов обратно от Кренкеля. И, чудо, никто не проявил себя лжецом. И осознал колобок: Истина и Здравый Смысл не есть одно и тоже, знание относительно, а поверивший в транскрипцию самоочевидности обречён плутать

И большевики с гиканьем погнали колобок на юг — в Крым и на Кубань, а оттуда уж, через Босфор и Дарданеллы, до мировой столицы интеллектуалов, до славного города Парижа.

Об этом есть прекрасная картина.*»

 

К. Копейкин "Калобок"
К. Копейкин «Калобок»

 

…………………………………………………………………………..

*Шутка сомнительного юмора. Это не картина, а фотография с последнего судебного заседания, где претензии организации «Идущие вместе» к писателю Сорокину были признаны необоснованными. Писатель, схваченный фотографом выходящим из зала суда счастлив, «Идущие вместе» негодуют, судьи мудро улыбаются. (Прим. А. Немзера)

…………………………………………………………………………..

Такой был текст. Государь воспринял его правильно и посолил варево бульон. С той поры ни с атомом, ни с ракетами в нашей стране проблем не было.—

Редколлегия «Философии» прочла «Понимание», ужаснулась и сообщила в Органы. Валю быстрым и тихим почётом отправили на пенсию.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………

НРАВОУЧЕНИЕ

Недостойный этот Валерий Чкалов, будучи раблезианцем, дал волю своему похотливому юмору, лгал не только людям, но и Государю, коему поклонялся. А потому мы в его смерти не усматриваем ни малейшей несправедливости.

Поступки и слова самолётостроителя Туполева тоже очень сомнительны. Ведь достоинства человека определяются не целью, но путем достижения этой цели.

Ну, а сама Валя Короедец, неужели она без вины?! Отвечу: если она, девица, такова — кого же тогда назвать Безупречным? Неужели одного товарища Сталина!?

Ростки наказания уже взошли и могли обернуться бедой. Содеявший да претерпит — в том нет ничего удивительного.

Взглянем на все это суровым и беспристрастным оком: если во времена поршневой авиации творились такие бесчинства, сколько же зла и бед совершается в нынешнем времени, когда летательные аппараты мощны, зело многочисленны и газоструйны?..

(Записано со слов Армянского Радио 10 сентября 2002 года)

……………………………………………………………………………………………………………………

А вот передвигается картина со смыслом.

Ярошенко «Всюду жизнь»
Ярошенко «Всюду жизнь»
КАТАЛОГ ФИШЕК К КАРТИНЕ «ВСЮДУ ЖЗЛ»

1. Туполев Андрей Николаевич

2. Грызидубова

3. Конструктор Петляков

4. Лётчик Михаил Коровдоилович Громов

5. Марина Раскова

6. Поля Осипенко

7. Сергей Павлович Королев

8. Конструктор Людвиг Бартини

9. Прочнист авиамоторов Стечкин, академик и брат пистолета

10. ЧКАЛОВ

11. Грек Кокинакки

12. Байдуков

13. Беляков

14. Пилоты, опознать которых не удалось по причине чрезвычайной распушенности пера.

……………………………….как и все «передвижники» — ведь не зря же их так нарекли? — художник смотрел на мир через призму «колёс». Один из злобных противников передвижничества, представляющий лагерь «Связанных одной целью», написал про ЯРОшенКООО, что из его картин «можно составить целую нелегальную выставку разных заключённых арестантов».

Арестантам посвящена и самая популярная картина яРОШЕНКО «Всюду ЖЗЛ». Она смело, по новому скомпонована. Мы видим маленькую часть обширной системы ЦКБ-29 и в зарешеченном окне группу конструкторов. Они крошками работают с пилотами — сталинскими соколами. Бородатый старик Туполев с удовлетворением наблюдает за этим процессом. В глубине — силуэт заключенного, прильнувшего к противоположному окну ЦКБ. Это Сергей Павлович Королев — да! да! и он не разминулся с путем ЦКБ! — будущий конструктор аппаратов тяжелее вакуума мечтает о космонавтах, пилоты атмосферы ему неинтересны. За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами семитов, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Когда картина впервые появилась на 16 передвижной выставке, вокруг нее собралась толпа зрителей, возникли споры.

-«Всюду ЖЗЛ» — «всюду жезл»… а ведь в этом фаллический символ…

-Поговаривают, что поначалу художник хотел ее назвать «Всюду ЖД», но потом испугался антисемитского прочтения аббревиатуры ЖД…

-Нет, то сам Каганович, нарком Путей Сообщения, рекомендовал изменить…

-А вы обратили внимание – два воробышка, номер шесть и номер пять, Раскова и Осипенко!.. Очень, очень хорошая символика! Вверху и внизу! Картина этими воробышками как бы держится, распята на стене!

-Как это?

-А вспомните Предание, согласно которому Спаситель был распят на кресте при помощи гвоздей, которые принесли воробьи!..

-Кстати, вы задумывались, почему на суперобложке последнего бестселлера Солженицына «Двести лет вместе», поместили репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели»?..*

…………………………………………………………………………………………..

*И государственные организмы, и целые культурные миры развиваются по определённому закону. Согласно этому закону они в своём развитии проходят три периода: 1) первичной простоты, 2) цветущёй сложности и 3) вторичного смесительного упрощения. Картина Саврасова «Грачи прилетели», помещённая Солженициным на обложке своего бестселлера, всего лишь намёк на то, что российское общество, по мнению автора, находится на этапе первичной простоты, начальном этапе, ведь «Грачи прилетели» — это ранняя весна… (Прим. К. Леонтьева)

…………………………………………………………………………………………

-По Розанову: где семиты, там и Бог…

-А Небо!?.

-Не путайте Небо с Богом, ведь вы же, надеюсь, не атеист?..

-Да, но каково соотношение этики с эстетикой?..

-Этика есть производное от Божественной Тайны, а эстетика от Божественной Истины. Когда Истина деградирует в Правду, то эстетика умирает, а вот этика наливается жизненными соками. Когда деградация достигает пика — Божественную Тайну не отличают от законов природы — то эстетика сливается со смертью, но и мертвая она продолжает говорить с человеком на равных, «как звезда со звездою», а вот этика сбивается на монолог «как с тварью дрожащей»…

-Ну, запахло Леонтьевым и Шафаревичем…

-Глубже надо подойти, тут выражена социальная психология!..

-Что должна была пережить эта летчица-еврейка?!.. И где только яРОШЕНКО разыскал такую модель!?

-Загадка: с когтями, но не птица, летит и матерится…

-Электромонтёр?

-Неверно… Марина Раскова в рекордном полёте «Родины» счищает голубое сало с форточки кабины…

-?

-А посмотрите внимательнее на объект номер пять, на Марину Раскову, посмотрите через лупу на лапки!

И брали послушно лупу, и смотрели чрез увеличение лапки. И видели

 

Фото руки знатной китаянки
Фото руки знатной китаянки

 

И говорили:

-Мда… теперь лучше понимаем статью В. В. Розанова «Почему в Верхнее Небо женщин гулять берут мало»… разворотит ведь слизистую…

Эти разговоры публики у картины яРРРРОШЕнкооо слышала писательница Ямщикова и рассказала о них в своей книге «Памятные встречи». Потом, через 20 лет, она познакомилась с женщиной, которая позировала художнику для образа трехэкземплярной летчице. Это была Валентина Степановна Гризодубова — талантливая небесная натурщица и стриптизерша.

Э. Гомберг-Вержбинская «Передвижники»

. Гомберг-Вержбинская «Передвижники»

Гомберг-Вержбинская «Передвижники»

Гомберг-Вержбинская «Перья»

Гомберг-Вержбинская Пере

омберг-Вержбинская «Сталинские перья — друзья Васи»

Гемберт-Гемберт «Пер и Гюнт»

Вержбинская «Передвижное кино как орудие уничтожения Михоэлса в

пригороде Минска»….

На этом рассказ радиста Галковского кончился.

Неудача! — девочка продолжала плакать.

Настал черёд проявить своё мастерство механику Побежимову, поведав историю названием «Утерянное блюдо». Вот она.

ПЕРВЫЙ РАССКАЗ МЕХАНИКА ПОБЕЖИМОВА

«УТЕРЯННОЕ БЛЮДО»

Бьёт полдня час, рабы служить к столу бегут.

Идет за трапезу гостей хозяйка с хором —

Я озреваю стол, — вижу разных блюд

Цветник, поставленный узором.

Г. Державин

Поздно возлюбил я тебя, о древняя красота!

Августин

Горан Петрович говорил: «Мир – это блюдо, окаймлённое рассказами». Из этого вывод: настоящее блюдо всегда составляет центр рассказов, утерянное же блюдо есть утерянный мир и отверстие в словесности, настоящие же рассказы могут быть только историями.

А вот и они, вышеупомянутые.

Иосиф Виссарионович Сталин, когда до него донесли печальную весть о трагической гибели Николая Бухарина,* велел, по горскому обычаю — на память, вырезать из тела соратника печень и положить её на хранение в холодильник Кунцевской дачи. Там она мирно и пролежала до осени. А когда подошла 21 годовщина Великой Октябрьской революции. Сталин вспомнил о печени и приказал ключнице и Поскребышеву отрезать от неё небольшой кусочек и нарубить две котлетки, что и было исполнено. Эти-то паровые котлетки Иосиф Виссарионович и потребил за праздничным столом. При этом заметил:

-Управление большим государством напоминает приготовление блюда из мелких рыб. Николай и был в политике мелкой рыбёшкой, название которой — премудрый пескарь.

……………………………………………………………………………

*К вопросу «смысл 37 года», к вопросу «удара по своим». Я думаю, что уничтожая явных сторонников коммунизма, Сталин, как ни парадоксально, всё же хотел «подпереть» социализм. Тут уместна цитата из «Дневников» Достоевского – «Только то крепко, подо что кровь протечёт. Только забыли, негодяи, что крепко-то оказывается не у тех, которые кровь прольют, а у тех, чью кровь прольют. Вот он – закон крови на земле». (Прим. Ю. Карякина)

…………………………………………………………………………….

И в Октябре тридцать девятого, и в Октябре сорокового Сталин не забывал о соратнике: ключница с Поскребышевым мясорубкой вертели для него две печёночные котлетки, всегда две котлетки — особых изысков в гастрономии Сталин не одобрял.

В сорок первом — в период с 22 июня по 29 — Сталин, до этого и психически и физически совершенно здоровый человек, перенёс два микроинсульта, следствием которых были необратимые срезы в памяти. Нет, интереса к котлеткам он не утратил, но в ячейках мозга вождя, что хранили информацию о друзьях, прошли искажения. В частности: нейронная запись «соратник Колька Бухарин» разорвавшимся сосудиком деформировалась во фразу «соратник Колька-бухарик». То есть Сталин с середины лета сорок первого года стал отчётливо помнить, что главный советский кулак бесславно закончил жизнь горьким пьяницей. Сталин находился в уверенности, что печень рыжеватого Николая, пораженная циррозом, как минимум в полтора раза массивнее, чем печень коммуниста-трезвенника.

Мелочь, — скажете вы. Но в жизни великих людей нет мелочей.

Каждую годовщину Октября Сталин пользовал себя парою котлеток.

К сорок девятому году от печени осталось не больше ста грамм, за пару пятилеток Сталин подъел почти всё, но считал, что праздничного комплекта ещё с полкило.

Создалась — практически из пустоты — дискомфортная для окружения вождя ситуация. Указать Иосифу Виссарионовичу на нарколого-анатомическую ошибку никто не решался, но и подменить печень Бухарина на печень другого высокопоставленного коммуниста тоже не нашлось в партии смельчаков. Ведь Сталин достаточно долго изучал соратника изнутри, если можно так сказать, подмена могла быть обнаружена…

ЦК не знал, что и предпринять, он в спешке, но мастерски, из колючей проволоки б/у соорудил пятнадцать клеток для хомяков. И повесил бирки.*

……………………………………………………………………………………………

*Клетки не сохранились. А вот некоторые бирки от клеток в Эрмитаже имеются.

Бирка клетки №1

Субботник хомяку — весной.

Уборка — летом.

Осенью — Октябрь.

Холодный, чистый день СА —

Зимой.

Бирка клетки №1

Нежный хомяк обвис, обмяк

И ничего не хочет.

По фигу ему джига и краковяк,

И телодвижения прочие.

Вертится винт и стучит мотор.

На палубе конь в пальто пред сивым мерином хвастает своею силою.

А нежный хомяк висит за бортом —

Пушистый, красивый.

Тихо идёт-плывёт пароход,

Дым из трубы шатается столбиком.

Да провиси хомяк хоть весь поход —

Никто не назовет его Бобиком,

Полковником иль Чебурашкою,

И не угостит чебуреком.

Не подойдёт к нему матрос Сашка,

Ласку не даст хомячиному меху.

Ой ты синее море!

Ой океан стылый!

Горе, горюшко-горе!

Кирдык, пиздык и дердидыла!..

Время придёт, и все мы повиснем как тот хомяк

И будем движением обдуваться.

А пароход будет плыть и плыть, подняв блестящие якоря

Вечность и ещё лет двадцать…

Бирка клетки №3

Кукушонка хомяк купил и стал растить,

Кормить стал червём и яйцом.

На ночь читал ему добрый стих

Не вырос чтоб подлецом.

Чистил пёрышки, купал в тазу.

Тетёшкал, гугукал.

Домой приходил ни в одном глазу.

Совершенно не пукал.

Уничтожил пугал

На огороде

Согласно натуральной природе.

И взрос кукушонок хорошим —

Крыльями махал умело.

С доброй улыбкой по роже

Грецкие орехи хомяку покупал то и дело.

Смеялся, пел и вальсировал,

Горлышком трепетал и пульсировал.

Грецкие орехи сортировал –

Чердак, каморка, подвал.

Но детство оборвалось, как и всякая ось,

Потому что когда-то оно началось.

Кукушонок поступил в финансовый ВУЗ,

Закончил его и стал банкиром.

К щупанью денег приобрёл вкус.

Важный стал гусь,

Пропах курятником и сортиром.

В итоге был съеден хомяком на Рождество,

Осталось от него совсем ничего…

Ангелу и птичке глупо крылья рвать,

Сами отпадут, стоит обождать…

Цветы-дети, ах цветы-дети!

Хомяки за вас перед Богом в ответе…

Бирка клетки №4

Хомяк несёт три огурца

В когтистой лапке.

А два злодейских молодца

Запрятались в канавке.

Они за хомяком следят

И строят козни-планы.

Они лишить зверька хотят

Овощной нирваны.

И вот – прыжок! И вот – удар!

Два молодца бегут.

Три огурца – природы дар

Те молодцы пожрут.

А хомяку – стонать в сопле

И плакаться полдня,

Что нету правды на земле

И что закон – фигня.


опубликовано: 17 марта 2011г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.