От грустного до смешного или лестница в небо

художник Douglas Stenhouse. "Grain Elevator at The Grange"
Александр Ралот

 

От автора.

«Элеватор — сооружение для хранения больших партий зерна. Представляет собой строение силосного типа высотой от 40 до 60 метров.»
Википедия.
————————————————————————
Справка — Взрыв зерновой и мучной пыли — самым страшное, что может произойти на предприятиях системы хлебопродуктов.
Ежесекундному риску подвержены все предприятия отрасли, какого бы размера, типа, конструкции они не были!
Органическая и неорганическая пыль даже при минимальной концентрации в воздухе обладает гораздо более разрушительной силой, чем динамит. Такой взрыв внутри замкнутого пространства создаёт избыточное давление, в 12,5 раз превышающее точку при которой разрушаются и крошатся сверхпрочные железобетонной плиты.

 

***

Ранним февральским утром 198… года пассажирский поезд Ташкент -Бухара остановился на станции Д…..бай. Мне не спалось. За окном тёплого вагона моросил холодный и нудный зимний дождь. До станции Каттакурган, на которой мне, согласно выданному командировочному предписанию, надлежало сойти, оставалось ещё километров двести пятьдесят. Но и Д…..бай и Каттакурган это уже Самаркандская область, а значит я уже почти приехал. Испокон веков повелось, что все наши мельницы и элеваторы всегда строятся рядом с железнодорожными станциями. Количество грузовых вагонов подаваемых на предприятия системы хлебопродуктов впечатляющее. Поэтому на всех крупных и не очень станциях всегда имеется отдельная железнодорожная ветка ведущая прямиком в наши «конюшни».

***

Что ищет глаз ткача и портного вошедшего в большой магазин, правильно -платье, ну или на худой конец- ткани. А пекаря в большом универмаге- отдел хлебобулочных и кондитерских изделий. Это уже профессиональное. Вот и мой взгляд уставился на совершенно тёмную громадину маячившего за вагонным окном элеватора.
Я очень прилично учил спецдисциплины в родной «альма -матер», а потому давным-давно зарубил себе на носу, что элеватора без огней не бывает. Его рабочая башня всегда должна светиться как новогодняя ёлка. Работающие там агрегаты и механизмы обязаны денно и нощно выдавать сотни тонн зерна для производства муки, крупы и комбикормов. Здоровенные светильники смонтированные на самой крыше этой громадины обязаны в любую погоду предупреждать низколетящие самолёты о приближении к опасному высотному объекту.
Д……ский же элеватор не подавал признаков жизни! Я даже опустил створку вагонного окна. За что сразу же услышал всё, что обо мне думает сосед по купе.
Тишина. Ни рокота машин, ни отблеска фонарей.- «Такого не может быть, потому, что не может быть вообще» — подумал я. Но в этот самый момент состав тронулся и уже через минуту силуэт тёмной громадины пропал из виду.
А ещё через четыре часа, сойдя с поезда и переступив порог приёмной Каттакурганского комбината хлебопродуктов я получил бланк телеграммы.
« Вам надлежит незамедлительно прибыть в посёлок Д……бай, в расположение тамошней мельницы, в связи с взрывом произошедшим сегодняшней ночью на элеваторе! И короткая, но очень убедительная подпись — Заместитель министра».

***

За несколько лет до описываемых событий электромонтажники устанавливая на крыше строящегося элеватора мощные лампы «габаритного освещения» ломали головы. Остановить работу и сидеть дожидаться когда «неспешные» снабженцы раздобудут и привезут наконец положенный по проекту дефицитный медный кабель или заменить его на ломкий и не прочный, но имеющийся в наличии алюминиевый? Как была решена эта проблема, я думаю тебе дорогой мой читатель объяснять не надо. Тем более, что работы надо было срочно заканчивать к очередной годовщине. Не важно к какой.
Задача рабочих элеватора не только хранить зерно, но и чистить его. Поэтому за годы работы этого предприятия на той самой крыше зерновой пыли скопилось предостаточно. Короче в один совсем даже не прекрасный день ветер таки победил алюминий и -»коротнуло», ещё раз «коротнуло», а потом и бабахнуло. Сильно так бабахнуло. Людей по счастливой случайности не поубивало, только слегка контузило. Но вот та самая крыша, на которой и стояли габаритные огни с подведённым к ним злосчастным не проектным кабелем перестала существовать. Как и два этажа располагавшиеся ниже. Вы наверное не раз слышали выражение — «лестница в небо», так вот я эту лестницу видел. То есть лестничные пролёты и марши ведущие в помещения элеватора, которых уже нет!

***

Перед прибывшими специалистами, вроде меня, была поставлена оперативная и конкретная задача. Облазить всё что осталось и представить подробный доклад, о том, что нужно сделать. Понятно, что всё это исполнить в кратчайшие сроки, то есть -немедленно! Так как все входы в здание были завалены бетонными глыбами нам предстояло на некоторое время стать цирковыми акробатами, ну или монтажниками высотниками, это кому как больше нравится. По наклонной раскачивающейся на дожде и ветру лестнице пожарной машины подняться на самый верх и прыгнуть с неё на ту самую чудом уцелевшую « лестницу в небо».
Адреналина в нашей крови было столько, что наверное ни кто из нас не отказался бы прыгнуть и с парашютом на этот самый пятачок. Ведь каждому из срочно вызванных «спецов», в те годы, не перевалило ещё и за четвертак! Не отказался никто. Поднялись по лестнице и сиганули на пятачок размером примерно 2 х2 метра.

***

Почти целый день НАСКВОЗЬ промокшие под холодным, так и не прекратившимся, февральским дождём мы лазили по руинам того, что ещё сутки назад было красивым и мощным Д….ким элеватором. Потихоньку адреналин из организма куда-то улетучился. Одежда стала тяжёлой и липкой. Настроение -хуже не куда. А тут ещё стало как-то быстро темнеть. Короче пора выбираться. Но вот как. Вниз хода нет. Там всё завалено кусками бетона и искорёженной арматурой. Мы молча смотрели друг на друга и так же молча задавали один и тот же вопрос. -На лестницу пожарной машины которая тихонько покачивалась метрах в двух от края уцелевшей площадки? От этого самого пятачка до земли, метров этак сорок не меньше. Увы выход единственный- прыгнуть без разбега и ухватиться за холодную и мокрую металлическую лестницу на высоте сорок метров, а может быть и по более, да ещё в тяжёлой и мокрой зимней одежде. ( Курток из непромокаемых и лёгких тканей, в то время в нашей стране, что-то в продаже не наблюдалось, ну а «блатом» в силу нашего возраста и убеждений мы увы, не обзавелись!)

***

Поскольку, я сижу и пишу сейчас эти строки, мой прыжок на качающуюся лестницу пожарной машины можно расценивать как весьма удачный. Наши мокрые записки -каракули легли на стол «кого надо». В скором времени именно они послужили основой для срочного «Проекта восстановления». Какой уж там проложили кабель ломкий алюминиевый или эластичный медный то мне увы неведомо.
Со временем моя шевелюра поредела, потом ещё поредела и засверкала обширной лысиной. А то, что таки уцелело от неё по краям, сначала из чёрного стало серым, а затем и совершенно белым. И каждый раз за чашкой чая (или чего покрепче) рассказывая своим друзьям и родственникам об этом своём прыжке в Д….ких сумерках, я добавляю в него всё новые и новые юмористические нотки. Хотя поверьте мне на слово, в тот февральский вечер мне и моим друзьям « молодым спецам системы хлебопродуктов» было совсем не до смеха!


опубликовано: 14 сентября 2016г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *